Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ПОЧЕМУ ПРОЩЁН ГРЕХ КУДЕЯРА?
(Опыт прочтения рассказа «О двух великих грешниках»
из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

О.В. Редкокашина,
г. Белгород

 

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.

А.С. Пушкин «Воспоминание» (1828)

 

В советской школе бытовало мнение о Н.А. Некрасове как о народном поэте-гражданине, боровшемся за счастье народа и призывавшем к революционному переустройству общества. Никакая иная точка зрения не имела права быть. Только сейчас при внимательном изучении его творчества становится понятно, насколько глубок Некрасов и как личность, и как поэт. Недаром М. Цветаева, А. Ахматова, С. Есенин действительно любили его и признавали своим учителем, хотя в их поэтических кругах Н. Некрасов считался немодным поэтом, и ссылаться на него было плохим тоном.

Безусловно, нельзя отрицать его обострённое чувство долга как гражданина, но рассматривать его произведения только с этой точки зрения будет преступно по отношению к этому подлинному, глубоко чувствующему, легко ранимому поэту и страдающему человеку. Сомнительно, чтобы Н.А. Некрасов считал себя борцом, человеком революционного склада. Относить его к революционерам – разночинцам никак нельзя, это является либо заблуждением, либо недоразумением. Противоречия русской действительности с удвоенной силой воспламенялись в той сущности поэта, которую мы называем совестью. Он, скорее, мученик со страждущей душой, больная совесть человечества. Это редчайшее качество в людях, воплотившееся в поэзии другого поэта 20 века – А.Т. Твардовском.

Исходной точкой воззрения на Н.А. Некрасова можно принять слова Исаака Сирина: «Не Дух Божий пребывает в тех, кто пребывают в покое, но дух диавола. Дело покоя бывает следствием усыпления совести»1. А уж совесть Некрасова, действительно, не знала покоя, и душа этого человека отзывалась на всякую боль, испытываемую другими, недомогала и страдала от несправедливости социального устройства и от низменных страстей в самом человеке. Но ни в одном его произведении нет ни доли осуждения, всё пронизывает незатихающая душевная боль и вечное страдание, словно звучит один протяжный мученический стон, который поэт не может скрыть.

Поясню смысл выбранного эпиграфа, на мой взгляд, напрямую связанного с темой рассуждения. В этих строках А.С. Пушкин беспощадно казнит себя безо всякого снисхождения или самооправдания. Голос совести прорывается не только через каждое слово, но даже через звучание, вызывающее пульсацию сердца: «отвращением», «трепещу», «трепещу и проклинаю», «горько», «строк». Жёстко, непримиримо. За что такой суровый приговор самому себе? Почему собственная жизнь вызывает у поэта отвращение? Перед кем он трепещет? Кого или за что проклинает? Кому жалуется тот, кого мы всем миром признали великим и вечным гением? У нас нет ответа, и быть его не может.

Не так ли беспощадно судит себя и Н.А. Некрасов всей своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? Это только наивные невежественные крестьяне ищут виновного, переходя от деревни к деревне по пыльной бесконечной дороге. А Некрасов видит всю Русь одним взглядом, однако то, что он видит, не приводит его в отчаяние или к безнадёжности. Совесть, Покаяние, Гнев как страшный крест давят на поэта, терзают его душу, обостряя боль на пороге его смерти.

Вот перед нами рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» из части «Пир на весь мир». Откровенно и беспощадно к самому себе Некрасов поднимает тему греха, уже прозвучавшую в светло-пронзительной поэме «Тишина»(1857). Вот они, строки, созвучные пушкинским:

И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил...2

Как видим, уже в период написания этого произведения Некрасова терзали душевные муки такой степени, словно «язвы с совести больной». И в последней своей поэме поэт не ищет счастья для своих мужиков, это он уже пережил, об этом передумал и сказал в «Тишине»:

За личным счастьем не гонись
И богу уступай – не споря...3

Великая любовь к Родине живёт в его сердце, чисто и нежно он признаётся в этом глубоком и искреннем чувстве:

Скорей туда – в родную глушь!
Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая4.

Почему же тема греха всплывает в поэме «Кому на Руси жить хорошо», если в сердце поэта живёт такая всеобъемлющая любовь? Возможно, только услышанный нами голос совести поэта поможет его понять.

Обратим внимание, что часть «Пир – на весь мир» посвящена Сергею Петровичу Боткину, в то время как остальные части не имеют никакого посвящения. Естественный вопрос – почему? В связи с этим чрезвычайно важно посвятить необходимое время урока знакомству учащихся с этой необыкновенной и яркой личностью, несомненно, оказавшей значительное влияние на поэта. Вместе с Белинским, Герценом, Огарёвым, Тургеневым Н.А. Некрасов посещал знаменитый «боткинский кружок» в доме отца будущего гениального учёного-медика, старший брат которого, Василий Петрович, был известным литератором. Помимо медицинских заслуг, безусловно, для Некрасова главным в Сергее Петровиче были его человеческие качества, о чём спустя пять лет после смерти поэта писал «Медицинский вестник» № 17 от 1882 года: «Слухи о чутком, сердечном отношении знаменитого клинициста к страданиям родной земли, к её нуждам, к её несчастьям поддерживали всегда живую связь между ним и лучшими сынами отчизны»5. Вероятно, Некрасов видел в этом человеке ту же жертвенность, на которую был способен и сам, истинную боль русского человека за свой народ, за будущее страны. И не ошибся. Действительно, С.П. Боткин, будучи уже признанным учёным, выступал в прессе с обращением к состоятельным людям помочь неимущим слоям населения, так как «в жизни бедного народонаселения скученность больных сильно способствует развитию холерного яда, который, разносясь в воздухе, не минует и великолепных палат богача»6. Такая позиция целиком соответствовала воззрениям и самого поэта.

 


1 http://www.wco.ru/biblio/books/osip14/H20-T.htm [11]
2 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.1, стр.292.
3 Там же, стр.296.
4 Там же, стр.296.
5 http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=25787.
6 Там же.

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности