ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ
Приложение
17
сентября 1855 года – Э.Ф. Тютчевой
"Известия, полученные с тех пор, раскрыли
<…> все значение севастопольской катастрофы... <…> Никогда
еще, быть может, не происходило ничего подобного в истории мира: империя,
великая, как мир, имеющая так мало средств защиты и лишенная всякой надежды,
всяких видов на более благоприятный исход <…>. Для того чтобы создать
такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного
человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования, находясь
постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил,
умудрившись завязать борьбу при самых невозможных обстоятельствах. Если
бы кто-нибудь, желая войти в дом, сначала заделал бы двери и окна, а затем
стал пробивать стену головой, он поступил бы не более безрассудно, чем
это сделал два года тому назад незабвенный покойник. Это безрассудство
так велико и предполагает такое ослепление, что невозможно видеть в нем
заблуждение и помрачение ума одного человека <…>. Что же касается
конечного исхода борьбы в пользу России, то, мне кажется, он сомнителен
менее, чем когда-либо".
28 сентября 1857
года – А. Д. Блудовой:
"Только намеренно закрывая глаза на очевидность,
<…> можно не замечать того, что власть в России – такая, какою ее образовало
ее собственное прошедшее своим полным разрывом со страной и ее историческим
прошлым, что эта власть не признает, не допускает иного права, кроме своего,
что это право <…> исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти
<…>. Одним словом, власть в России на деле безбожна <…>. Вот почему мне
кажется неизбежным, что <…> истинное значение задуманной реформы сведется
к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет
облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный,
конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может,
менее растлевающий... И вот почему <…> слово ваших крестьян есть, может,
последний крик всей исторической России: мы не хотим быть казенными. И
тем не менее никто лучше меня не сознает того, что мы пройдем через эту
фазу, – мы обязаны через нее пройти, чтобы понести в пути все наказания,
столь нами заслуженные".
Вернуться к уроку
|