Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ ПОЭТИКИ

Урок-исследование

(продолжение)

О.В. Редкокашина
г. Белгород

II. Слово учителя

Прочитаем эпиграф к уроку. «…всмотреться долго…». Несомненно, Н.В. Гоголь умеет заставить своего читателя задуматься, учит мыслить, погружает в текст так, что волей-неволей сознание создаёт соответствующие образы и подчиняется магии слова великого писателя.

К сегодняшнему уроку вы подошли с весомым запасом своих наблюдений и, возможно, открытий. Вы, поколение XXI века, пригласите сегодня Н.В. Гоголя в свои собеседники, но ни в коем случае не становитесь ему судьями, хотя сам писатель установил для себя непомерно высокую планку требований: «Я вижу только грозное и правдивое потомство, преследующее меня неотразимым вопросом: « Где же то дело, по которому бы можно было судить о тебе?» И чтобы приготовить ответ ему, я готов осудить себя на всё, на нищенскую и скитающуюся жизнь, на глубокое, непрерываемое уединение, которое отныне я ношу с собою везде…». Мы не оцениваем великий шедевр, а пытаемся рассмотреть в поэме синтез духовных богатств нации, который осуществил в ней писатель. Наряду с «открытым текстом» прочитаем разнообразные образы-символы, созданные Н.В. Гоголем. Это станет стержнем нашего урока, его главной и увлекательной проблемой.

«Велико достоинство художественного произведения, когда оно может ускользать от всякого одностороннего взгляда», - писал по поводу «Мёртвых душ» А.И. Герцен.

Давайте попытаемся захватить своим вниманием это «ускользающее достоинство» поэмы с тем, чтобы расширить и углубить наше первичное представление о загадочно-неисчерпаемом творении Н.В. Гоголя. Оправдаем надежду писателя быть «правдивым поколением», ради которого он обрёк себя на жизнь, лишённую личных земных радостей.

III. В ходе отчёта-выступления каждой группы остальные ребята записывают их выводы и наблюдения в тетрадь и в конце урока оценят группы по выданной каждому таблице

ШКАЛА ДОСТОИНСТВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Содержательность материала
(глубина анализа)

Информативность
(объём материала)
Новизна Доступность изложения Творческий подход


 

 

 

 

Для простоты оценивания выбираем шкалу от 0 баллов до 3 баллов.

Выступает группа историков.
«Вся Русь…»

Когда, начав работу над «Мёртвыми душами», Гоголь писал о своём труде «Вся Русь явится в нём», это была заявка на произведение столь же художественное, сколь и историческое. Мы помним, что изучение прошлого русского народа - от самых его истоков - было предметом научных занятий писателя в период, предшествовавший работе над поэмой. Многочисленные выписки из летописей, византийских хроник и других источников, говорящих о жизни славян и русских в древнейший период их существования, которые сохранились в гоголевских бумагах, относятся к 1834-1835гг. Работа над «Мёртвыми душами» была естественным продолжением этих штудий, только теперь её результаты отливались у него в живую поэтическую форму. Художественный принцип, который позволил Гоголю показать «всю Русь» в сравнительно небольшой по объёму поэме, можно отметить в высказывании писателя: «…история должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека, и представить биографию этого человека…». Не так ли небольшое число персонажей поэмы представляет собой всю нацию в её наиболее характерных проявлениях? Недаром же Гоголь писал: «Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши». Там же «не можешь ли прислать мне каталога книг, - пишет он М.П. Погодину в самом начале 1836 г.,- относительно славянщины, истории и литературы…».

Многими важными особенностями своего поэтического строя «Мёртвые души» обязаны трём древнейшим жанрам. Первый из них – это народная песня, второй – пословица, третьим же Гоголь называет «слово» русских церковных пастырей, направленное к высшей, умной трезвости духовной.

Вспомним, что образы помещиков в своей однолинейности и неизменяемости приближены к строю пословицы, поэтому их имена употребляются в нарицательном смысле не менее часто, чем пословицы.

Историческую, фольклорную и литературную традицию вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мёртвых душ» - русское богатырство, - играющий роль положительного идеологического полюса в поэме.

Тема богатырства проходит через всю поэму, возникая почти незаметно в первой её главе ( упоминание о «нынешнем времени», «когда и на Руси начинают уже выводиться богатыри») и затем развиваясь до подлинного апофеоза в заключительной главе («Здесь ли не быть богатырю…»).

Гоголь находит глубоко оригинальный способ включить своих богатырей в художественный строй поэмы. Возьмём сцену диалога с Собакевичем.

(Ребята представляют инсценировку фрагмента)
(Показ иллюстрации с портретом Багратиона и Колокотрони)

Можно заключить, что сравнение умерших, подобных Михееву, с людьми, «которые числятся теперь живущими», в соединении со взглядом на портрет Багратиона и Колокотрони представляет собой не что иное, как перифразу известной каждому русскому формулы «Богатыри – не вы!»

Портрет Багратиона (как и портрет Кутузова, висевший в комнате у Коробочки) – это у Гоголя не простая примета эпохи. Они выражают собой ту же тему русского богатырства. Жест Собакевича в сторону Багратиона как бы сводит воедино тему богатырей-тружеников («Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги…») и богатырей-воинов, приобщая тем самым первых к «священному преданию», каким уже была память о 1812 годе. Это отчётливо проявляется в словах Чичикова о Степане Пробке: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной. А! вот он, Степан Пробка, вон тот богатырь, что в гвардию годился бы!»

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности