Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ:

"Мне пара крыл прекрасных дана…"

(продолжение)

Казакова Тамара Владимировна,
учитель русского языка и литературы
гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург

  1. Создание модели художественного пространства любовной лирики М. Цветаевой: работа творческой группы

    Учащиеся (в классе есть ученики, увлечённые поэзией М. Цветаевой) анализировали стихи и отбирали символы, присущие поэзии Цветаевой, а другие учащиеся изобразили это художественно. Показать их работы, комментарий к ним (мультимедийный проектор для показа презентации, на которой изображены символы поэзии М. Цветаевой, как они складываются в единую картину). Композицию учащиеся продумывали совместно. Далее – работа учащихся.

    Модель художественного пространства любовной лирики Марины Цветаевой.

    1. В стихах М. Цветаевой встречается образ радуги, который символизирует собой отражение божественной силы, истины. Радуга – это отражение солнца, символ счастья и любви. С радугой Цветаева ассоциирует любовь, разноликую и божественную.


    2. Солнце – это символ света, богатства, изобилия. Для Цветаевой это изобилие любви.
      Солнце – одно, а шагает по всем городам./ Солнце – моё, я его никому не отдам.


    3. Образ лиры встречается в стихах Цветаевой как символ творчества. Её стихи, прерывистые и неровные, но живые, а не искусственные, звучат, словно свободное и тяжёлое дыхание.
      Так плыли: голова и лира
      Вниз, в отступающую даль.
      А лира повторяла: - мира,
      А губы повторяли: - жаль.


    4. Образ птицы ассоциируется с полётом души. Этот полёт необходим поэту для жизни и творчества.

      Как правая и левая рука –
      Твоя душа моей душе близка.
      Мы смежены, блаженно и тепло,
      Как правое и левое крыло.
      Но вихрь встаёт – и бездна пролегла
      От правого до левого крыла!

      Цветаева пишет:

      Если душа родилась крылатой –
      Что ей хоромы и что ей хаты.

      Душа для поэта – это воплощение любви. А любовь для Цветаевой – божественный дар. Она любит только душой.

      В поте – пишущий, в поте – пашущий!
      Нам знакомо иное рвение:
      Лёгкий огонь над кудрями пляшущий, -
      Дуновения – вдохновения.

      Любовь вдохновляет Цветаеву:

      Ты – крылом стучавший в эту грудь,
      Молодой виновник вдохновенья –
      Я тебе повелеваю: – будь!
      Я – не выйду из повиновенья.



    5. Но любовь у Цветаевой всегда трагична и всегда в разлуке. Поэтому сквозными образами в её творчестве становятся поезда и корабли

      Я вижу мачты корабля,
      И вы – на палубе…
      Вы – в дыме поезда… Поля
      В вечерней жалобе…

      Корабль и поезд символизируют собой расстояние и разлуку.
      Увозят милых корабли…
      Уводит их дорога белая.


    6. В стихах Цветаевой можно встретить руки или ладони, которые всегда открыты миру. Руки – это символ любви к людям.

      Наконец-то встретила
      Надобного – мне:
      У кого-то смертная
      Надоба – во мне…
      И за то, что с язвою
      Мне принёс ладонь,
      Эту руку сразу бы
      За тебя в огонь.


    7. Если в поэзии Цветаевой возникает рябина, то она олицетворяет собой любовь к родине. Рябина стала символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей высоким багряным костром.

      Жаркою кистью / Рябина зажглась.
      Падали листья, / Я родилась.
      Мне и доныне / Хочется грызть
      Жаркой рябины / Горькую кисть.


    8. Цветаева преклонялась перед божественным даром Блока, Ахматовой, Мандельштама и других. Поэтому их поэтесса олицетворяла с крыльями ангела, то есть в своих стихах Цветаева обожествляла поэтов. К Блоку она обращалась так:

      И по имени не окликну,
      И руками не потянусь.
      Восковому, святому лику
      Только издали поклонюсь.


      Ахматову она превозносит:

      Но человечески мила / Её дремота.
      От ангела и от орла / В ней было что-то.

      Если для всех Ахматова – просто женщина, для Цветаевой – небесный лик.

      Для всех, в томленье славящих твой подъезд, –
      Земная женщина, мне же – небесный крест!
      Тебе одной ночами кладу поклоны, –
      И все твоими очами глядят иконы.


    9. Цветаева всегда чувствовала руку бога. Это отразилось и в поэзии. Символом божественной силы стали колокола. Для неё колокола – это иной мир, мир любви и умиротворения - необходимых условий для творчества.

      … Я бы хотела жить с Вами / В маленьком городе,
      Где вечные сумерки / И вечные колокола.


    10. Образ раковины и жемчужины. (Учащиеся еще предлагают образ моря, пены морской и другие).



 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности