Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ:

"Мне пара крыл прекрасных дана…"

(продолжение)

Казакова Тамара Владимировна,
учитель русского языка и литературы
гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург

  1. Трактовка символов в любовной поэзии: индивидуальное задание.

    Самые проникновенные строки посвящены Сергею Эфрону.
    Чтение стихотворения "Писала я на аспидной доске". (См. домашнее задание)

    Учащиеся анализируют стихотворение, опираясь на образы:

    - образ радуги небесной – символ отражения божественного света;
    - образ креста – символ страдания, жертвы;
    - образ раковины – символ восприятия мира, его ограниченности;
    - образ жемчужины – символ дара, гармонии, души;
    - образ кольца – символ верности.

    Вывод: как эти образы помогают поэтессе выразить своё понимание любви?

    Индивидуальное д/з. Учащийся анализировал стихотворение "Солнце – одно, а шагает по всем городам…"
    У стихотворения нет названия: поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь – насущно необходимое чувство.



  2. Анализ и интерпретация поэтических текстов: работа в парах.

    Итак, "безмерность в мире мер" характеризует мироощущение лирической героини любовной лирики Цветаевой.

    – Какие же чувства становятся лейтмотивом в состоянии лирической героини? Какие лики, оттенки приобретает это чувство в поэзии Цветаевой? (Каждая пара учащихся анализирует определённое стихотворение по плану и формулирует вывод. Названия стихотворений написать на карточках и раздать учащимся).

    1. Стихотворение. "Мировое началось во мгле кочевье…". Любовь – это вселенское чувство, непреодолимая жажда любви.


    2. Стихотворение "Строительница струн". Любовь – всепроникающее чувство.


    3. Стихотворение "Я тебя отвоюю…". Героиня воинствующая, решительная.


    4. Стихотворение "Откуда такая нежность…". Нежная, трепетная.


    5. Стихотворение "Я – страница твоему перу…". Жертвенная, растворяющаяся в чувстве любимого.


    6. Стихотворение "Никто ничего не отнял…". Мудрая, просветлённая.


    7. Стихотворение "Любовь! Любовь! И в судорогах…". Клятва верности любви, возможность раскрыть все богатства души, самовыразиться.


    8. Стихотворение "Пригвождена к позорному столбу". Любовь, за которую все осуждают. Готовность за любовь на любую жертву.


    9. Стихотворение "Надпись в альбом". Любовь, сохранённая в памяти как пленительный миг.


    Прослушивание песни на стихи М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева "Мне нравится". Вопрос для активного слушания:
    – Как песня в кинофильме помогала режиссёру в создании образа главной героини, что песня добавляла к характеру?

    1. Стихотворение "Мне нравится". Благодарное приятие любви, готовность к ней, её предчувствие.



    2. Стихотворение "Провода". Символ любви как связи душ, подобной невидимому электрическому току.



    3. Стихотворение "Расстояние: вёрсты, дали…". Тема несостоявшейся любви.



    Учитель: Трагедия – в «разминовении», «невстрече» людей, предназначенных друг другу судьбой.

    Даны мне были и голос любый
    И восхитительный выгиб лба.
    Судьба меня целовала в губы,
    Учила первенствовать Судьба.
    Устам платила я щедрой данью,
    Я розы сыпала на гроба…
    Но на бегу меня тяжкой дланью
    Схватила за волосы Судьба.


    Судьба – разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство.
    Цветаева: "Когда я без человека, он во мне целей и цельней".
    "Сердечная волна не вздымалась бы так высоко и не превращалась бы в Дух, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала – Судьба" – эти слова Гёльдерлина любила повторять М. Цветаева.

    Обобщение. Сформулируйте и запишите, какие черты присущи лирической героине Цветаевой.
    Максимализм, бескомпромиссность, сверхраспахнутость, сила духа, честность, мужество, несгибаемость при женской хрупкости, страстность, благородство, искренность и т. д.

    Вывод. Заполните второй столбик таблицы ассоциациями, связанными с понятием любви в лирике М. Цветаевой. Примерный ряд ассоциаций: потребность, необходимость, спасение, жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духовная связь, сокровенность, самоотдача и т. д.

    Русские философы о любви

    М. Цветаева о любви

     

    потребность, преображение, наслаждение, творчество, бескорыстие, страсть, самопожертвование, спасение, страдание, истязание, одухотворение, возвышение, всепоглощающее чувство, духовное тяготение

    потребность, необходимость, спасение, жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духовная связь, сокровенность, самоотдача

     


  3. Интерпретация стихотворений и составление пятистиший: Работа в группах.

    Учитель: Но ряд ассоциаций не будет полным без определения «всеобъемлющая». См. слова Н. Бердяева в эпиграфе. Цветаева гениальна в любви этой своей всеобъемлемостью.

    – Чтобы убедиться, что такое понимание гениальности в любви присуще Цветаевой-поэту, поработайте с текстами стихов (работа в группах). Интерпретируйте стихотворения и итоги интерпретации оформите в виде пятистишия, в котором сформулируете, в чём сублимируется (воплощается) чувство любви у Цветаевой в стихах на другие темы.
    (Пятистишия составляются по схеме Даймонда:
    слово; 2 прилагательных к нему; 3 глагола; предложения из 4-х слов; синоним. Этот прием помогает учащимся научиться чётко формулировать, видеть существенное).

    Стихи для интерпретации и выводы:
    - "В чёрном небе слова начертаны" – любовь к творчеству;
    - "У тонкой проволоки над волной овсов…" (из цикла "Ахматовой");
    - стихотворение "Ты проходишь на запад солнца" (из цикла "Стихи к Блоку") – любовь-преклонение перед творческой личностью;
    - "Тоска по родине! Давно…" – любовь к родине;
    - "Маленький домашний дух" – любовь к дочери;
    - "Наконец-то встретила…" – любовь к людям;
    - "Благодарю, о Господь…" – любовь к жизни вообще.



 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности