Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ:

"Мне пара крыл прекрасных дана…"

Казакова Тамара Владимировна,
учитель русского языка и литературы
гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург

Домашнее задание перед уроком:

  1. Проанализировать одно из стихотворений по плану: выписать из текста стихотворения слова, с помощью которых поэтесса создаёт образ лирической героини; определить, в каких отношениях с миром находится героиня; подобрать понятия для определения каждого из миров; сделать вывод о принадлежности М. Цветаевой к литературному направлению.


  2. Поработать со словарём В.В. Похлёбкина "Международная символика и эмблематика" и проанализировать стихотворение "Писала я на аспидной доске", исходя из трактовки символов.


  3. Индивидуальное д/з. (Письма М. Цветаевой, рисунки)

Эпиграф урока:

Женщина часто бывает гениальна в любви,
её отношение к любви универсально,
она вкладывает в любовь всю полноту
своей природы и все упования свои
связывает с любовью.
Н. Бердяев

  1. Начало урока. Создание эмоционального настроя учащихся.

    Звучит музыка Э. Грига, любимого композитора М. Цветаевой. На фоне музыки ученица исполняет стихотворение М. Цветаевой "Кто создан из камня...".

    Кто создан из камня, кто создан из глины, –
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я – бренная пена морская.
    Кто создан из глины, кто создан из плоти –
    Тем гроб и надгробные плиты…
    – В купели морской крещена – и в полёте
    Своём – непрестанно разбита!
    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
    Пробьётся мое своеволье.
    Меня – видишь кудри беспутные эти? –
    Земною не сделаешь солью.
    Дробясь о гранитные ваши колена,
    Я с каждой волной – воскресаю!
    Да здравствует пена – весёлая пена –
    Высокая пена морская!


  2. Вступительное слово учителя

    Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:
    – Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
    На что М. Волошин ответил:
    – Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем.

    Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист. А стихи и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества – тему любви.


  3. Проверка домашнего задания
    Гете сказал: "Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта".
    М. Цветаева говорила: «Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь».
    Поэтический мир уникален. И путешествие в поэтический мир М.И. Цветаевой мы начали с её программных стихотворений "Кто создан из камня..." и "Что же мне делать…"

    Учащиеся: Поэтесса характеризует мир героини с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт, непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю; ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической героини противостоит миру обыкновенных людей. В "мире гирь" и "мер", где "вдохновенье хранят, как в термосе", среди обыкновенных, созданных из камня и глины, она "невесома", "безмерна". Она подобна Венере – богине любви, рождённой из "бренной пены".
    Образ символичен для Цветаевой:
    Марина – в переводе с латинского буквально "морская".

    Вопрос: Не примкнув ни к одному из модернистских течений начала ХХ века, кем по своему поэтическому мироощущению оставалась Цветаева? Какому литературному направлению она была близка?

    - Романтизму. Доказательством этому служат стихи цикла "Поэт" (1923). А в 1929 г. Цветаева напишет в письме Марку Слониму: "Вот у Бодлера поэт – это альбатрос…ну какой же я – альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего – потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю".

    Вывод: безумная нечеловеческая высота, энергия, напряжённость, максимализм, "безмерность в мире мер", которую нам сегодня ещё предстоит ощутить – вот что по-настоящему определяет особенность цветаевского чувства. И главное из чувств – любовь.

    (Дальнейшая работа будет носить характер исследования, целью которого будет определение своеобразия любовной лирики М. Цветаевой, прочтение её любовной поэзии в контексте времени).

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности