Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

СЕМИНАР В 10 КЛАССЕ

«ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

(продолжение)

Казакова Тамара Владимировна,
учитель русского языка и литературы
гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург


Ход урока:

  1. Продолжим работу в таблице.

    «pro»

    «contra»

    Обломов и литература

    С. 54 (часть 1)

     

    Обломов и музыка

    С. 365-366 (ч. 3, гл. 4 – в опере) 2 часть, гл. 5

     

    Обломов и природа

    Мечты Обломова



    Утопичность мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

    УТОПИЯ. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего].

    Утопический. Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

    Вывод: опять отмечаем двойственность героя. Это в романе подчеркивается автором.
    Обломов – чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только благодаря лени и апатии.



  2. Перейдем к следующей части нашей работы.

    Любовь в жизни Обломова

    Ольга Ильинская

    Агафья Пшеницына

     


    Как проявляется герой в любви?
    - Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
    - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.
    Как складывается его личная судьба? (Обобщение)

    Он понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».
    Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».
    Его идеал – Агафья Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует, она полностью посвящает себя Обломову.
    Обе женщины любят его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына) посвящает ему свою жизнь.



  3. Учитель: есть еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на вопросы, связанные с этим противопоставлением:
    Зачем дан образ Штольца в романе? (Это антипод героя).
    В чем это противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»). Основные аспекты:

    Обломов

    Штольц

    - истинно русский человек
    - дворянин
    - внешность, портрет
    - вдумчивость, мечтательность
    - душевность
    - скрытность, застенчивость
    - постоянно задает вопросы
    - понимание, чуткость
    - беспорядок, халат, тапочки, диван
    НО! Если уверен, что прав, то идет до конца

    - наполовину русский
    - не дворянин
    - внешность, портрет
    - энергичный, деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»
    - практичность
    - образованный, всего достиг сам
    - требовательность
    - аккуратность
    - если появляется серьезное препятствие, бездна, то отступает



    Ученики:
    - В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и садится с Обломовым и Захаром есть).



 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности