Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

СЕМИНАР В 10 КЛАССЕ

«ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

(продолжение)

Казакова Тамара Владимировна,
учитель русского языка и литературы
гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург


Ход урока:

  1. Учитель: У Н. Осиповой об обломовщине говорится как «об осмысленной бездеятельности» (с. 223)
    Роман Гончарова называется «Обломов».
    Образ жизни – «обломовщина».
    Имя героя стало нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?
    - ответы учащихся


  2. Задание учащимся: продолжите фразы:
    - «Обломов» - это роман … (как о романе);
    - Обломов – это … (как о герое);
    Читаем вслух. Что у вас получилось?

    О романе:
    - это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…
    - это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване;
    - это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения;
    - это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность;
    - о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами;
    - роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен.

    О герое:
    - это отрицательный герой русской литературы…;
    - Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый;
    - перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами;
    - это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом;
    - это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся пытаются не согласиться. Спор. Тогда обращаемся к тексту произведения.
    А каким Обломов представлен в романе?


  3. Обратимся к домашнему заданию и заполним таблицу:
    Начнем с первой части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в тексте или в критической литературе)

    «pro»

    «contra»

    О жизни
    «Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
    «Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»
    С. 128 «Что мне делать? Отчего я такой?»
    С. 220 «Чего же я искал?» (ч. 2, гл. 4)
    С. 226 «Что ему теперь делать? С чего начать?»


    О жизни
    «… и слов замерли на полуслове»
    «ровное храпенье» (сон)
    «…погружаясь мыслью в прошедшее…»
    «Не лучше ли остаться?»
    «дремота жизни» (с. 284)
    «остается в намерениях»


    О службе
    1 ч., 5 гл., с. 83-84 – о службе (усердие)
    6 гл. – настойчивость и его мечты о службе
    «Ни к чему служить» (капитал – так он не нужен)


    О службе
    «семейственное понятие» (гл. 5)
    «переписывание бумажек» (с. 83)
    «А когда же жить?»




    Какие выводы мы можем сделать?
    - он задается вопросами, но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»;
    - он герой, так как задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь, действительность;
    - смысл его фамилии – облом (обломался);
    - двойственность героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий);
    - подтекст из «Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть? Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно сравнить с героем романа Гончарова «Обыкновенная история»;
    Вывод: среда губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы. Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как она не приносит пользы Отечеству. Может, это своеобразная форма протеста? Может, для этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле? Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности (см. текст романа – с. 223).



 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности