Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

СИСТЕМА УРОКОВ ПО СКАЗКЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

(Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Часть 2. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2004)

Пантус Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы № 247
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Урок 3
Тема: Добрые советы сказки Паустовского

  1. Актуализация знаний.
    Вспомним вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.
              Мороз – тепло
              Зло – добро
    Чтобы победить зло, надо совершить добрый поступок. Понял ли это Филька сам, или подсказал мельник Панкрат? (Мельник ничего не подсказывал, Филька находит выход сам, рассчитывает на помощь ребят).


  2. Анализ финала.
    – Какой добрый поступок победил мороз?
    – Кто помог спасти жителей деревни, сами люди или сорока? (Люди, которые работали все вместе; теплый ветер, который, может быть, позвала сорока. Паустовский опять показывает единение человека и природы).
    – Расскажите о том, как Филька помирился с Конем. (Реализация д/з).
    – Зачем автор включает этот эпизод в повествование, ведь с бедой удалось справиться, мельницу всем миром запустили? (Развязка должна быть связана с завязкой. Завязка сказки – Филька обидел Коня, развязка – просит прощения).
    – Почему Конь не сразу простил мальчика?
    – Как изменился Филька после всего произошедшего? (Мальчик понял, что нельзя думать только о себе, … Следует обратить внимание, что имя Филька означает «любящий коней». В конце сказки прозвище Фильки уже не упоминается.)


  3. Особенности жанра.
    Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся. (Класс можно поделить на две команды).

    Сказочные мотивы
    1. Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок.

    2. Легенда о происшествии столетней давности.

    3. Говорящая сорока.

    Реальные мотивы
    1. Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни.

    2. Инвалид, просящий подаяние.

    3. Совместная работа, возвращение к жизни мельницы.

    4. Примирение с Конем.



    Наверно, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.


  4. Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
    Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
    а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. (Реализация индивидуального домашнего задания).
    Хлеб – всему голова.
    Хлеб да вода – крестьянская еда.
    Хлеб сердце человеку укрепит.
    Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
    Хлеба нет – и друзей не бывало.
    Хлеба нет – и корочки в честь.
    Хлеб хлебу брат.
    Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
    Хлеба не куска – и в горнице тоска.
    Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
    Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
    б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
    в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).


  5. Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
    На первом уроке я вам сказала, что сказка была написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны. Для К.Г. Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
    Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

    1. Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

    2. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.

    3. Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

    4. Нельзя относится безразлично к окружающему миру.

 


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности