Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

СИСТЕМА УРОКОВ ПО СКАЗКЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

(Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Часть 2. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2004)

Пантус Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы № 247
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Урок 2
Тема: Задумываясь над словом Паустовского… (В творческой лаборатории писателя)

Цели:

  1. Побудить учеников к размышлению о том, что такое добро и зло.

  2. Показать необходимость для человека отвечать за свои поступки.

  3. Учить видеть красоту русского языка.

  4. Расширять словарный запас.

  5. Формировать умение находить и различать тропы (сравнения, эпитеты, олицетворения) и употреблять их в собственной речи.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.
    Мы с вами говорим на одном языке, понимаем друг друга, читаем книги, написанные, казалось бы, этим языком. Но наш с вами язык отличается от языка писателей. Можно ли сделать свою речь такой же яркой, выразительной, точной? Чтобы научиться этому, необходимо проникнуть в тайны искусства слова. Сегодня на уроке мы с вами попробуем приоткрыть для себя тайны, которые хранят произведения Паустовского.
    Одно из условий красивой, выразительной речи – богатый словарный запас. Поэтому мы с вами, читая литературные произведения, обращаем внимание на незнакомые слова, выясняем их лексическое значение.

  2. Работа с лексическим значением слов (реализация д/з).
    На стенде заранее повесить иллюстрации, нарисованные учениками.
    Треух – старое название мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.
    Ходули – высокие шесты для ходьбы со специальными приспособлениями для ног.
    Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.
    Удила – часть конской сбруи – приспособление из железных стержней, прикрепленных к ремням узды и вкладываемых в рот лошади.
    Хомут – надеваемая на шею лошади часть упряжки в виде деревянного остова с мягким валиком по внутренней стороне.
    Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

  3. Анализ пейзажных зарисовок.

    1. Что случилось после того, как Филька обидел Коня? (Учебник с.90. Снег запорошил Фильке горло. Мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.) Рассмотреть иллюстрации, подготовленные ребятами к этому отрывку.
      а) Как в начале пейзажной зарисовки Паустовский показывает гнев природы? Какую часть речи чаще использует? Почему именно глаголы? (В природе все очень быстро изменяется, чтобы показать стремительные изменения, необходимо использовать глаголы).
      б) Почему природа разозлилась?

    2. Как меняется состояние природы в течение дня? (Учебник с.91) Какие слова, словосочетания вам понравились, показались необычными? Как называются эти выразительные средства? (Небо зазеленело как лед, мороз прошел по деревне, мороз, озоруя, стискивал толстые бревна)


    3. Как давно и в связи с чем случался такой мороз в этих местах? (Пересказ эпизода о том, как был обижен раненый солдат. Показать сходство пейзажей. «Враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз»)
      – Отчего же помер мужик, обидевший солдата? (От охлаждения сердца.)
      – Как вы понимаете эту фразу?
      а) Охлаждение наступило, потому что на улице был сильный мороз.
      б)Сердце у мужика было злое, холодное, умер из-за своей злости.
      – Почему природа холодом отвечает на злые поступки людей?
      – Как вы думаете, что может спасти людей от лютого мороза? (На зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок).
      Холод – тепло
      Зло – добро

    4. Обобщение учителя.
      Филька должен догадаться, что ему надо совершить добрый поступок. Но сначала ему надо дойти до мельника Панкрата, на совет которого он надеется. А идти надо по лютому колючему морозу.

  4. Творческая работа.
    (Ученикам предлагается распечатанный отрывок из текста Паустовского, в котором есть пропуски. Необходимо восстановить текст.)

    За окнами воздух был … … , … … , … … . В … … небе над осокорями[дерево, разновидность тополя] стояла луна, убранная, как … … . Снег … … . под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой. Казалось, воздух … … и между землей и луной осталась одна пустота … … и … … , что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и ее было бы видно и она светилась бы и мерцала, как … … . Черные ивы около мельничной плотины … … от стужи. Ветки их поблескивали как … … .


  5. Чтение 3-4 работ вслух. Слушая работы одноклассников, ученики отмечают понравившиеся фразы.
    – А теперь прочитаем этот отрывок из сказки Паустовского, посмотрим, насколько нам удалось приблизиться к тексту автора. (Необходимо обратить внимание на олицетворения, использованные автором: снег пел, ивы поседели.)
    …За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
    Снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и ее было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
    Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные…

    – Зачем Паустовский, описывая природу, использовал олицетворения? (Показать взаимосвязь человека, растительного и животного мира. Мир един, целостен, неразделим)


  6. Подведение итогов урока.
    - Поняли необходимость обогащать свой словарный запас.
    - Увидели, что, если необходимо рассказать о быстро происходящих событиях, надо использовать больше глаголов.
    - Обратили внимание, что слова в художественном произведении могут употребляться не только в прямом, но и в переносном значении. Заметили, что выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения) украшают нашу речь.

Домашнее задание:

  1. Вспомнить или найти пословицы, связанные с хлебом. (Индивидуальное задание)

  2. Объяснить смысл названия сказки. (Устно)

  3. Подготовить пересказ эпизода «Примирение Фильки с конем».

 


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности