Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 1. Поэт и Россия

(продолжение)

 

Словесный ряд, выстроенный на примере первого стихотворения, может быть таким: бедные, скудная, родной, русского, иноплеменный, смиренной, крестной, родная, в рабском, небесный. Все прилагательные данного ряда легко распределяются по трем семантическим группам. Подобрав обобщающее слово к эпитетам первой группы (бедный, скудный, смиренный, рабский), учащиеся обнаружат, что поэт рисует образ "земли родной" как страны несчастной, страдающей, подневольной. Эпитеты второй группы (родной, русский, иноплеменный) несут иную художественную нагрузку: противопоставление "своего" и "чужого", "родного" и "инородного", сострадательного взгляда изнутри и равнодушного - со стороны. Третья группа художественных определений (крестный, небесный, смиренный) окрашена религиозной символикой.

Подспудно в строках стихотворения отразилось многое: позор злополучной Крымской войны, разочарование Тютчева в Николае I, в направлении внутренней и внешней политики России. В этом произведении впервые в тютчевском творчестве (пусть и в контексте традиционной религиозной символики) прозвучало слово "рабство" (См. об этом: Горелов А.Е. Вещая душа // Горелов А.Е. Три судьбы. М., 1980). Попробуйте прокомментировать строфу, где звучит это слово:

        Удрученный ношей крестной,
         Всю тебя, земля родная,
         В рабском виде царь небесный
         Исходил, благословляя.

"В рабском виде" - в облике крепостного крестьянина, раба. По мнению Ю. Айхенвальда, поэт "как бы считал Христа русским, он приписывал России, которую "в рабском виде царь небесный // Исходил, благословляя", не временную, не историческую, а мировую роль…" (Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994). Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного "долготерпения", народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать. В чем, с вашей точки зрения, близость ("бывают странные сближенья") стихотворений "Эти бедные селенья…" и "Слезы людские, о слезы людские…"?

        Слезы людские, о слезы людские,
         Льетесь вы ранней и поздней порой…
         Льетесь безвестные, льетесь незримые,
         Неистощимые, неисчислимые, -
         Льетесь, как льются струи дождевые
         В осень глухую, порою ночной.
         1849 (?)

Здесь уже нет указаний на конкретную страну, нет конкретного образа России николаевской эпохи, восприятие родины поэтом скорее эмоциональное. Об истории создания этого лирического шедевра оставил свидетельство

И.С. Аксаков, зять Тютчева: "…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: "J'ai fait guelgues rimes" ("Я сочинил несколько стихов") и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение: "Слезы людские, о слезы людские…"". Как, с вашей точки зрения, конкретная бытовая ситуация "переплавляется" здесь в поэтический образ? Обращаем внимание учащихся на особую роль анафоры в этом стихотворении. "Четыре раза в шести строках повторенное слово "льетесь", а в пятый раз "льются" - усилены фонетическими, а так же смысловыми нагнетаниями: "неистощимые, неисчислимые", "безвестные… незримые". Сама музыка стиха тоскливо-протяжная, с однотонностью замирающих окончаний <…> погружает безысходность людского горя, неудержимость человеческих слез в тоскливое рыдание самой природы" "в осень глухую, порою ночной" (Горелов А.Е. Вещая душа // Горелов А.Е. Три судьбы. М., 1980). Слово "льетесь" связывая, соединяя все мотивы стихотворения - незримости и неслышности людских страданий, их бесконечной неисчислимости, подобия их осеннему тоскливому дождю - становится ключом к пониманию произведения: конкретное впечатление отразилось и осталось только в сравнении "как льются струи дождевые", все остальное - эмоциональное ощущение состояния мира, увиденного поэтом.

На этом этапе урока просим заранее подготовившегося учащегося прочесть фрагменты из писем поэта, написанных в эти годы. Авторы хотят напомнить учителю несколько наиболее показательных фрагментов тютчевских писем, посвященных общественно- политической ситуации в России того исторического периода. Перед чтением формулируем вопрос к учащимся: "Каково отношение Тютчева-политика к современной ему российской действительности и как это отношение выразил Тютчев-поэт?".

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности