Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков
 

СИСТЕМА УРОКОВ ПО СКАЗКЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

(Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Часть 2. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2004)

Пантус Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы № 247
Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок 1
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки. Экспозиция. Завязка

Цели:

  1. Убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения.

  2. Начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

  3. Учить выделять детали, необходимые для характеристики героя.


  1. Актуализация знаний. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга).
    Вступительное слово учителя. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.88): «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».



  2. Размышления над цитатой Паустовского.
    - Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.)
    - Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)
    - Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).
    Обобщение учителя. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»



  3. Комментированное чтение сказки.

    1. Чтение вслух первого абзаца.
      - Когда происходят события? (В годы Гражданской войны).
      - Где происходят события? (В обычной русской деревне).



    2. Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела»
      Первое знакомство с героями.
      - Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
      - Что автор говорит о каждом герое?
      Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
      Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
      Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
      - Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).



    3. Чтение вслух до слов « или ничего такого не было».
      - Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло.
      Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).
      - Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).
      - Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция).
      - О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями).



    4. Анализ завязки.
      - Как Филька обидел Коня?
                Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)
      - Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя)

Домашнее задание:

  1. Дочитать сказку

  2. Задания по выбору учащихся или по вариантам.
    а) Используя различные толковые словари, объяснить значения слов: треух, ходули, картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов: треух, ходули, картуз – нарисовать иллюстрации и подобрать подписи из текста.
    б) Проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку.
    в) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ старой бабки о древней истории».

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИКА: ЛИТЕРАТУРА,
XVIII-XX ВВ.
МЕТОДИКА: ЛИТЕРАТУРА,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В.
МЕТОДИКА: РУССКИЙ ЯЗЫК
СЕКРЕТЫ НЕСКУЧНЫХ УРОКОВ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности