СИСТЕМА УРОКОВ ПО СКАЗКЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»
(Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Часть 2. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2004)
Пантус Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы № 247
Красносельского района Санкт-Петербурга
Урок 1
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки. Экспозиция. Завязка
Цели:
Убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения.
Начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Учить выделять детали, необходимые для характеристики героя.
Актуализация знаний. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга).
Вступительное слово учителя. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.88): «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
Размышления над цитатой Паустовского.
– Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.)
– Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)
– Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).
Обобщение учителя. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»
Комментированное чтение сказки.
Чтение вслух первого абзаца.
– Когда происходят
события? (В годы Гражданской войны).
– Где происходят
события? (В обычной русской деревне).
Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела»
Первое знакомство с героями.
– Назовите героев
сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
– Что автор говорит
о каждом герое?
Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
– Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).
Чтение вслух до слов « или ничего такого не было».
– Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло.
Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).
– Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).
– Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция).
– О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями).
Анализ завязки.
– Как Филька обидел Коня?
Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)
– Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя)
Домашнее задание:
Дочитать сказку
Задания по выбору учащихся или по вариантам.
а) Используя различные толковые словари, объяснить значения слов: треух, ходули, картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов: треух, ходули, картуз – нарисовать иллюстрации и подобрать подписи из текста.
б) Проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку.
в) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ старой бабки о древней истории».
|