Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

Человек и мироздание в художественных системах Ф. Тютчева и Н. Рериха
(к вопросу о содержании и технологии межпредметной интеграции на уроках литературы)

М.А. Лебедева, кандидат педагогических наук,
Пермский государственный педагогический институт,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

(окончание)

 

Слово учителя: Родился Николай Рерих в Петербурге в 1874 году. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, загородное имение Извара под Петербургом. А еще – участие в раскопках кургана. Русская старина, история с детства вошли в жизнь Рериха – и уже навсегда. Учась одновременно в Академии художеств в мастерской Куинджи и на юридическом факультете университета, Рерих столь серьезно занялся славянской археологией, что ему доверили проводить самостоятельные раскопки.

Рерих путешествует по старинным русским городам – Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Тверь, Новгород, Суздаль, Владимир. Рериха чарует красота русских икон, их краски, лики изображенных святых. Потом мы увидим отблески этих красок в картинах художника. Создаются полотна, запечатлевшие историю Древней Руси, красоту и величие ее зодчества. Вслушайтесь в сами названия картин русского периода творчества: «Начало Руси. Славяне», «Ростов Великий», «Половецкий стан», «Пантелеймон-целитель», «Сергий-строитель», «Путивль», «Поход Владимира на Корсунь», «Славяне на Днепре». Углубляясь в культуру Древней Руси, Рерих все более убеждался в ее связях с Востоком, именно поэтому он давно вынашивал мечту о научно-художественной экспедиции в Индию. Эта мечта сбылась в 1923 году, когда_ получив визу британского министерства колоний, Рерих отплывает в Бомбей. Началось беспримерное путешествие Рериха по маршруту Индия-Гималаи-Алтай-Монголия-Китай-Индия, которое продолжалось пять лет. Высочайшие снежные перевалы, раскаленные пустыни, бурные горные реки, а еще – нападения вооруженных банд. Но именно в это время Рерих создал более пятисот живописных творений.

Из семидесяти трех лет жизни двадцать Рерих прожил в Индии, там же он и похоронен. Художественные и философские творения Николая Рериха изучаются сейчас во многих странах мира, в России во многих городах созданы рериховские общества.

Работа с живописью. Беседа:

  1. Можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха?

  2. Попробуйте предположить, какое мировосприятие могло быть сформировано именно такими жизненными вехами?

  3. Обратите внимание на одну из картин Николая Рериха – «Канчэндзона». Как вы думаете, где должен находиться наблюдатель, чтобы увидеть именно так? Почему Рерих показывает землю с такой точки?

  4. Всмотритесь в краски. Что вы увидели в них необычного? Где источник теплых тонов, а где – холодных?

  5. Какие взаимоотношения между теплыми и холодными тонами картины: противоборство или единство?

  6. Картина, как вы знаете, может передавать движение. Какое движение вы чувствуете в этой картине?

  7. Почему Рерих передает не столько бурное движение, сколько как раз его отсутствие? Это мертвая или живая скованность? Что в картине помогло вам ответить на этот вопрос?

Организация записи в тетради: : Продолжите ваши записи, но уже отмечайте образ мира и концепцию человека в художественной системе Рериха.

Организация монологических ответов школьников: Попытайтесь сопоставить, каким видят мироздание Тютчев и Рерих? Что общего и что различного вы найдете?

Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Мы уже постарались определить модель мироздания в поэзии Тютчева и живописи Рериха, немного поразмышляли о месте человека в этом мироздании. Наша дальнейшая задача – более глубоко разобраться в философии человека, и одно из стихотворений, которое в этом нам поможет, – «О чем ты воешь, ветр ночной».

Выразительное чтение учителем стихотворения.

Анализирующее наблюдение.
Работа с музыкой: Мы уже не раз старались услышать «музыку сфер», отраженную в стихотворных текстах Тютчева. Я предлагаю вашему вниманию два музыкальных фрагмента: Вивальди «Времена года. Лето» и Брамс «Симфония №3, третья часть» (можно использовать также вторую часть «Лунной сонаты» Бетховена, Вагнер «Полет валькирий», Карл Орф «Кармина Бурана»), а вы предположите, который из них наиболее близок мелодии ночного ветра в стихотворении Тютчева. Свой выбор прокомментируйте и деталями стихотворения, и характером мелодии.

Беседа:

  1. Почему «ночной ветр» говорит «понятным сердцу языком», а хаос назван не только «древним», но и «родимым»?

  2. О каком хаосе поэт говорит в последней строке стихотворения, какие «бури заснувшие» нельзя будить? Почему эти бури нельзя будить?

Запись в тетради: Подобно тому как вы собирали цитатный и аналитический материал, помогающий осмыслить модель мироздания, постарайтесь оформлять ключевые детали и наиболее значимые размышления о философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха. В конце урока мы сможем обменяться впечатлениями.

Первичное осмысление текста.
Установочное задание: В анализе стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной» нам помогла музыка, а теперь вы услышите стихотворение, для выражения художественного мира которого, мне кажется, в большей степени помогла бы живопись. Какие краски вы использовали бы, если бы создавали иллюстрацию – нет, не созданных поэтом образов, а основного эмоционального тона этого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились» заранее подготовленным учеником.

Анализирующее наблюдение.
Беседа:

  1. Какие краски вам были бы нужны для создания иллюстрации эмоционального тона этого стихотворения и почему?

  2. «Сумрак». Какое состояние мира можно отразить таким словом?

  3. Тени не «смешались», а «смесились» – в чем разница?

  4. В строке «Всё во мне и я во всём» уравновешивается «всё» и «я» – как это помогает понять поэтическую идею стихотворения?

  5. Совершенно парадоксальная строка – «дай вкусить уничтоженья». Как вы ее понимаете? Почему поэт использует слово «вкусить», какова семантика этого слова в русском языке и что в тютчевском представлении о месте человека в мироздании эта семантика помогает нам почувствовать?

Работа с живописью. Беседа:

  1. А теперь всмотритесь в картину Николая Рериха «Королевский монастырь». Что необычного вы увидели в композиции этой картины?

  2. Почему большую часть художественного пространства занимает небо? Есть ли взаимосвязь неба и земли? За счет чего создается такая взаимосвязь?

  3. Какую музыку вы слышите в свете и цвете этой картины? Почему именно такую?

  4. О чем могли бы вы задуматься, оказавшись там, среди этих скал, звезд, под этим бездонным небом?

  5. Продолжение разговора о месте человека в мироздании возможно при обращении к картине «Тень Учителя». Почему тень Учителя трудно заметить сразу? Почему Рериху важно именно так изобразить ее?

  6. Почему нет самого Учителя – только тень?

  7. Что изменилось бы, если бы этой тени не было, что дает присутствие человека этому миру?

  8. Случайно ли этот человек одинок, его одиночество трагично? Почему это одиночество необходимо?

  9. Какие звуки вы слышите в красках этой картины? Почему тишина – ведь краски буйные, светящиеся? Почему художнику важно передать именно ощущение тишины?

Организация монологических ответов школьников: Взаимоотношение человека и мироздания. Как вы видите, эта проблема – в центре внимания и Тютчева, и Рериха. Но что сближает поэта и художника в решении этой проблемы, а что различает?

Концептуальное осмысление темы.
Работа с живописью: Перед вашими глазами – репродукции картин Николая Рериха – и тех, о которых мы сегодня говорили более подробно, и тех, о которых вы сможете подумать индивидуально. Представьте, что вы составляете поэтический сборник Тютчева, состоящий лишь из тех стихотворений, о которых мы сегодня размышляли. Предложите, каким было бы общее название этого сборника и какие из этих репродукций вы избрали бы для обложки. Обоснуйте свои варианты. В комментариях постарайтесь отразить ваше понимание модели мира и философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха.

Обобщающая беседа:

  1. Подберите в стихотворениях Тютчева строку или строки, которые могли бы передать саму суть художественного мира Рериха.

  2. Что в поэтическом мире Тютчева вы открыли благодаря обращению к художественному миру Николая Рериха? Насколько оправданным было это сопоставление?

  3. Почему тема сегодняшнего урока оформлена строкой Тютчева – «Всё во мне, и я во всём!..»? Быть может, у вас есть свой вариант темы? Какой и почему?

Литература

  1. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – М., 1981.

  2. Доманский. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. – Томск, 2002.

  3. Зарецкая И.И., Гравников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования// Школа. – 1999. – №2.

  4. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. – М.: Просвещение, 1978.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

  6. Рерих Н.К. Жизнь и творчество. – М., 1978.

  7. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. – М., 1988.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности