Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

Человек и мироздание в художественных системах Ф. Тютчева и Н. Рериха
(к вопросу о содержании и технологии межпредметной интеграции на уроках литературы)

М.А. Лебедева, кандидат педагогических наук,
Пермский государственный педагогический институт,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

(продолжение)

 

Ход урока

Мотивация.
Слово учителя: Все вы видели ночное звездное небо, ощущали холодок этой беспредельности, бесконечности или, напротив, восхищались красотой сияния света в вечной черноте. Человеческому разуму, мне кажется, невозможно ощутить эту бес-конечность, бес-предельность – и самого пространства Вселенной и мириад звёзд в ней. А если вспомнить, что это не только бесконечность, но и вечность – только представьте себе, что эти звезды так же сияли, когда на земле могли отразить только льды, и через тысячи лет после нас они тоже будут сиять, почти не меняясь.

Но можно прожить жизнь, так и не ощутив эту бесконечность и вечность над собой, можно жить, вообще не поднимая головы к небу, не задумываясь о той связи, которая есть между нами и мирозданием, космосом, Вселенной.

Сегодня мы продолжим размышление о творчестве человека, который ощущал эту связь с мирозданием, задумывался о временном и вечном, о жизни и смерти, о сущности бытия. Некоторые, возможно, решат, что эти проблемы никак не касаются вашей обыденной жизни: вы еще очень юны, уж какая там проблема жизни и смерти… А между тем почему-то именно в юности, именно в ваши годы наступает пора, когда хочется задавать себе философские вопросы, пытаться найти на них ответы, эти отвлеченности вдруг становятся проблемами личной жизни, от их решения эта жизнь, оказывается, напрямую зависит, поэтому обращение к поэту-философу, поэту-романтику объяснимо и, мне кажется, очень значимо.

Целеполагание.
Слово учителя: Продолжая знакомиться с творчеством Федора Ивановича Тютчева, мы обращаемся к одной из наиболее значимых поэтических тем – теме взаимоотношения человека и мироздания, однако в размышлении об этой теме будем обращаться к живописи Николая Рериха. Творчество Рериха выбрано сегодня не случайно. Понять глубоко философию Рериха на сегодняшнем уроке мы не сможем, но особенности мировидения постараемся почувствовать, обратившись к нескольким картинам. Попытайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока: предположите, что сопоставительный анализ художественной и поэтической системы может нам дать, для чего мы проводим урок интеграции смежных видов искусства?

Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Послушайте одно из стихотворений Тютчева, попытайтесь описать словами ту картину, которая возникнет в вашем воображении, и предположите, каким может быть название этого стихотворения.

Выразительное чтение учителем стихотворения «День и ночь» (у школьников тексты в это время закрыты).

Анализирующее наблюдение. Словесное рисование: Опишите словами те картины, которые возникли в вашем воображении.

Беседа: Предположите, каким может быть название этого стихотворения, и прокомментируйте свои предположения (после возможных предположений учитель называет тютчевский вариант, школьники комментируют этот вариант и открывают тексты стихотворения для анализа).

Запись в тетради: Найдите в тексте наиболее значимые детали, которые помогут понять сущность этих двух состояний Вселенной – дня и ночи. Найдите наиболее оптимальный вариант для записи цитатного материала. В дальнейшем при обращении к новым стихотворениям продолжайте свою запись самостоятельно: этот цитатный материал поможет вам создать представление о концепции мира в поэзии Тютчева.

Беседа:

  1. Предложите ваши наблюдения: какими предстают мир дня и мир ночи в стихотворении. Есть ли между ними связь или пропасть непроходима?

  2. «Покров златотканый» – эта грань проницаема или нет? Каково смысловое наполнение этого метафорического образа?

Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Сейчас вы услышите стихотворение, которое обогатит ваше представление о двух ликах мироздания – дневном и ночном. Постарайтесь отразить ваши первые впечатления от созданной в этом стихотворении картины, ощутить самое главное для нашего дальнейшего размышления.

Аналитическое наблюдение.
Беседа:

  1. При сопоставлении со стихотворением «День и ночь» что остается прежним, а что меняется в картинах дня и ночи, созданных Тютчевым в этом стихотворении?

  2. В художественном мире этого стихотворения доминирует движение, сам процесс изменения мира: что именно и как меняется (не забывайте о вашей записи в тетради: пополняйте ее деталями)?

  3. Последний катрен заканчивается вопросами – может ли человек, по мнению Тютчева, услышать на них ответы?

  4. «Гул». Давайте постараемся почувствовать в этом слове каждый звук – «г-у-л». Постарайтесь дать характеристику каждому звуку и подумайте, почему поэт именно это слово выбирает из всего синонимического ряда для определения мелодии ночного мироздания?

Первичное восприятие текста.
Установочное задание: А сейчас вы услышите сразу два стихотворения – их прочтут (учитель называет имена школьников, которые заранее получили задание подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть). Ваша задача – воссоздайте из первоэлементов мироздания, которые найдете в этих стихотворениях, модель Вселенной, по Тютчеву.

Выразительное чтение учителем стихотворений «Как океан объемлет шар земной» и «Как хорошо ты, о море ночное».

Анализирующее наблюдение.
Беседа:

  1. Какие первоэлементы мироздания вы нашли, постарайтесь создать словесную модель Вселенной, используя эти первоэлементы.

  2. Каков характер взаимосвязи этих первоэлементов – воды, земли, воздуха и огня?

  3. Какую геометрическую фигуру чаще всего создает Тютчев образной системой своего художественного мира? Почему именно круг, вспомните, какое символическое значение имеет круг в мировом искусстве, мифологии, фольклоре? Какие из этих смысловых оттенков отражаются в круге тютчевской Вселенной?

  4. Ритмы мироздания отражаются и в ритмическом рисунке поэтических строк – как именно?

  5. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» написано пятистопным ямбом, а «Как хорошо ты, о море ночное» – четырехстопным дактилем (стихотворный размер могут определить сами школьники). Как вы думаете, что стихотворный размер открывает в содержании созданной поэтом художественной картины?

  6. А теперь обратите внимание, где в художественном мире того и другого стихотворения «помещен» человек, есть ли отличия, что такая «помещённость» помогает нам понять во взаимоотношениях человека и мироздания? Почему в первом стихотворении – местоимение «мы» (и кто эти «мы»?), а во втором – «я»?

  7. Давайте обратимся к вашим записям: чем они дополнились? Постарайтесь уже сейчас сделать пока предварительный вывод о модели мироздания в поэзии Тютчева.

Установочное задание: На предыдущих уроках мы уже знакомились с личностью Тютчева, мне кажется, что и художественный мир Рериха откроется более глубоко, если мы узнаем несколько биографических штрихов. Послушайте сейчас мой небольшой рассказ и предположите, можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха? Какое мировидение могло быть сформировано, если Рерих прожил именно такую жизнь?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности