Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

Изучение аксиологических аспектов и православной проблематики романа И.А. Гончарова "Обрыв" в средней школе

Г.В. Чудинова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

 

Второе описание Малиновки связано с пророческим сном Бабушки после "грехопадения" Веры: "…Озираясь на деревню, она видела – не цветущий, благоустроенный порядок домов, а лишенный надзора и попечения ряд полусгнивших изб – притон пьяниц, нищих, бродяг и воров. Поля лежат пустые, поросшие полынью, лопухом и крапивой…Сад, цветник, огороды – смешались в одну сплошную кучу, спутались и поросли былием [2, с. 324].

По утверждению критика Ю.В. Лебедева, "в тревожном сне Бабушки предсказана картина распада и духовной смуты, которая неминуемо ждет Россию на путях атеистического соблазна и нравственного самозаконодательства"{3, с. 2}. Литературовед М.М.Дунаев особо отмечает, что "всему этому душевному разврату Гончаров противополагает необходимость религиозно-серьезного образа жизни" [4, с. 244].

На втором занятии уместно акцентировать внимание старшеклассников на нравственной проблематике романа. Сравнительный анализ образов Марфеньки и Веры поможет подросткам понять, в чем смысл любви и счастья. Но необходимо уберечь детей от категоричности, от суждений типа, кто лучше: Марфенька или Вера? Обе героини очень разные, и у каждой из них – свой путь, что и следует показать на примерах их отношения к Малиновке, к Бабушке, к Райскому, к обрыву, к вере в Бога.

Темой последнего занятия может стать православный аспект проблемы грехопадения и искупления греха в романе "Обрыв". Если бы "грехопадение" Веры было, действительно, необратимым, то она не захотела бы сразу после роковой сцены признаться в этом Райскому или Бабушке и уж, тем более, не стала бы терзать себя признанием Ивану Ивановичу. Вера инстинктивно понимает, что нужно пройти эти крестные муки, и здесь на помощь ей приходит Бабушка. Татьяна Марковна не просто жалеет Веру: глубоко и горестно, сострадая ей, Бабушка вспоминает свой старый грех, тайную связь с Т.Н. Ватутиным. Она раскаивается перед Верой и жалеет лишь о том, что не покаялась тогда, давно, перед всем народом. Осознает свои ошибки и Райский и из безнадежно влюбленного, превращается в настоящего друга Вере. В финальной части романа на первый план выходит фигура Тушина, нового человека, настоящего хозяина на земле, с образом которого И.А. Гончаров связывал будущее России. Предлагая Вере руку и сердце, он искренне желает впредь оградить ее от невзгод и сделать счастливейшей из женщин.

Символично третье описание Малиновки: после случившейся катастрофы, вновь благодатная тишина повисает над имением, но это уже новая тишина, ибо в ней отсутствует веселая беззаботность и беспечность, былая патриархальность. На души обитателей Малиновки, как и на природу ее, легли осенняя зрелость и грусть. В Малиновке, как в капле воды, отражена вся Россия, призванная после всех пережитых гроз вступить в иной, зрелый возраст. Гончаров был убежден, что молодая Россия, пройдя через грехопадение и покаяние, вернется к более осмысленной и сосредоточенной жизни, обогащенной тяжким опытом испытаний и бед. Название романа многозначно: "Обрыв" – это не только крутой спуск к Волге, но и состояние человеческой души, утратившей веру в Бога, и пагубный путь в инфернальный мир с его антиценностями. Важнейший аксиологический аспект романа – идея потерянного и вновь обретенного в страданиях душевного покоя, дексакрализация действительности и возвращение её к православной сакральности – делает его актуальным для старшеклассников в наши дни.

Литература

  1. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда. Критические заметки. В кн.: Гончаров И.А. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1990.

  2. Гончаров И.А. Обрыв. Собрание сочинений в восьми томах. Том шестой. – Москва: Художественная литература, 1980.

  3. Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А.Гончарова "Обрыв". Статья первая. // Литература в школе. – 1995. – № 4.

  4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. – Часть III. – Москва: Христианская литература, 1997.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности