Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

Изучение аксиологических аспектов и православной проблематики романа И.А. Гончарова "Обрыв" в средней школе

Г.В. Чудинова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

 

Современное прочтение классики – это выявление её роли в нынешней духовной ситуации, поэтому при изучении в десятом классе творческого наследия И.А. Гончарова в настоящее время на первый план выдвигается не проблематика "Обломова", как это было раньше, а романа "Обрыв" – произведения гораздо более актуального для молодежи. В нем, несомненно, есть ответы на все "вечные" русские вопросы: куда же несешься ты, Русь? кто виноват? что делать? будет ли жива матушка-Россия?

Интерпретация романа "Обрыв"/1869/, состоящего из пяти развернутых частей, не должна расходиться с замыслом писателя, который по мере работы над произведением заменил черновой вариант его названия "Художник" на провиденциальное предостережение – "Обрыв", отказался от трактовки образа Веры только как страстной и своевольной натуры, которую можно было бы поставить рядом с Настасьей Филипповной или Аглаей Епанчиной из романа Ф.М. Достоевского "Идиот", а позднее – с Анной Карениной Толстого, и создал роман не о любовных страстях и приключениях молодых людей, а о следовании традиционным православным устоям и расплате за отступление от них, роман о грехопадении и покаянии.

Роман И.А. Гончарова прекрасен и удивителен: в нем есть те жемчужины национального русского самосознания, на которые в наше время необходимо обратить внимание старшеклассников. В художественном пространстве романа правит мудрая, сильная Бабушка, и молодежь склоняет головы не перед ее властью или богатством, а перед ее правотой. Трое детей-сирот находят кров не в детском приюте, а под материнской сенью все той же бабушки Татьяны Марковны Бережковой, которая бесконечно любит их, как родных детей. Внимание современных школьников не может не привлечь эпизод изгнания из ее дома зарвавшегося крупного губернского бюрократа Н.А. Тычкова, происшедший в присутствии всего городского света. Великолепны в романе сцены хлебосольства и гостеприимства Татьяны Марковны: бесконечные цыплята, стерляди, пироги и соусы присутствуют на столе Бабушки потому, что всякий день на этот добрый свет стремится кто-нибудь из гостей, и хозяйка не переносит, когда кто-то из них мало кушает. В романе ощутима поэтика русских народных сказок: простодушная и чистая, как ангел, Марфенька будет награждена любовью и счастьем с Викентьевым, гордая красавица Вера тоже достигнет счастья, но претерпит страшное для нее "грехопадение" и покаяние. Порок, в лице ее обидчика Марка Волохова, будет посрамлен и наказан. А благородный помещик Тушин, который, действительно, любит Веру, видя ее душевные муки, со слезами попросит у Бабушки её руки, обещая Вере свою защиту.

Нет сомнения, что автор описал в романе не отдельные образы и их частную жизнь, как утверждали критики-современники, а дал портрет целой эпохи – эпохи новых идей и людей в общественно-политической жизни России. В статье "Лучше поздно, чем никогда" Гончаров следующим образом отозвался о современном ему обществе и героях романа: "Что такое Райский? Да всё Обломов эпохи Пробуждения"… "Колебалось все общество русское и всякий его уголок"…"Пала не Вера, не личность, пала русская девушка, – жертвой в борьбе старой жизни с новою: она не хотела жить слепо, по указке старших"…"Обе бабушки – и Татьяна Марковна и старое русское общество – оплакали свой "старый грех"… Они поняли, наконец, что жизнь не стоит, а вечно движется!" [1, с. 428].

Материал для изучения романа можно разделить на три темы, количество часов на них вправе определить сам учитель.

  1. Аксиологический смысл трех данных в романе описаний Малиновки;
  2. Сравнительный анализ образов Марфеньки и Веры;
  3. Православный аспект проблемы грехопадения и искупления греха.

Три художественно воссозданные описания Малиновки помогут учащимся усвоить основную идею романа. Первое из них дано в восприятии художника-любителя Бориса Райского, перед восторженным взором которого распахнулся настоящий Эдем: дом, весь окруженный живописными видами на Волгу, на широкие поля и синеющие вдали горы, сад с темными аллеями, беседкой и скамьями, цветник, как гирлянда, обвивающий дом со стороны сада, двор, полный всякой домашней птицы и живности. Тема рая в романе тесно связана с образом бабушки Татьяны Марковны Бережковой, живущей по законам старых христианских истин. Во всех бедах и неудачах, по её мысли, человек должен винить себя и свои духовные дела: тех, кто работает над собой и раскаивается искренне – Бог простит. В системе образов романа Бабушка – проповедница послушания, она убежденно считает, что молодые не должны выходить из-под власти старших. Чудесным цветком ее сада является Марфенька, которая мечтает стать такой же, как Бабушка, поэтому ей не скучно в маленькой Малиновке и душа ее всегда стремится навстречу людям, чтобы помочь, утешить, приласкать.

Целесообразно обратить внимание десятиклассников на то, что тема рая в романе дана в контрасте с темой обрыва, падения, ада, что составляет своего рода аксиологическую вертикаль ценностей и смыслов жизни. Бабушкин сад заканчивается круто спускающимся к Волге обрывом, который так страшит Марфеньку и других жителей Малиновки. Не случайно именно с обрывом связана тема страшного преступления: когда-то внизу его ревнивый муж зарезал свою жену и ее любовника и зарезался сам. Обрыв становится местом захоронения самоубийцы и местом создания легенды о встающем из могилы мертвеце, что поднимается на его край и внимательно вглядывается во тьму. На дне обрыва находится старая, замшелая беседка с провалившимися половицами и покосившимся столом, в которой, как в последнем круге ада жертвой искусителя Марка Волохова становится молодая прекрасная Вера. Летняя Малиновка – архетип Эдема, а обрыв – архетип ада, не случайно они изображены в постоянном контрасте солнечного света и тьмы.

Можно предложить старшеклассникам сопоставить новые идеи: те, которые носились в общественном воздухе 1860-х годов и те, что представлены временем нынешним. Многие молодые люди в период создания романа понимали, что жизнь движется и жить по-старому уже нельзя. Но они не осознавали другого: вечных истин никто отменить не может, иначе человек, личность, да и всё человечество погибнут духовно. Носителями новых взглядов в системе образов романа являются Борис Райский и Марк Волохов. Райский – художник-дилетант, страстный проповедник свободного следования страстям, идеолог свободы, которую он понимает как своеволие, поэтому он возносит страсть над религией. Марк Волохов – практик, питающийся чужими идеями. Когда он начинает рассуждать о любви, как о простом физическом влечении, он обнаруживает свою мировоззренческую близость нигилисту Базарову и "новым людям" Чернышевского. Марк не признает никаких авторитетов на земле: он вырывает страницы из старинных книг на курево, будучи ссыльным, ведёт паразитический образ жизни, входит в дома через окно, а не через дверь; пишет Райскому письмо от имени Веры с просьбой прислать ему одежду и деньги, в своем нигилизме отрицает и самого Бога. Он искренне не понимает, для чего нужно вступать в законный брак, и на слова Веры о супружеском долге и верности возражает, что страсть со временем пройдет и супруги обрекут себя на скучное, серое существование до конца дней. По его логике молодым людям лучше всецело отдаться физической страсти, а затем разойтись. Подобное принижение человеческого существования до животного – неизбежное следствие атеистического мировоззрения. Недаром Волохов постоянно сравнивается со зверем: "Он поднял ее на грудь себе и опять, как зверь, помчался в беседку, унося добычу [2, с. 267]. Символично, что при первой встрече с Верой, он действует как бес-соблазнитель, предлагая ей краденое яблоко из райского бабушкиного сада.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности