Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

К вопросу об изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» и драмы А.Н. Островского «Бесприданница»
на уроках литературы в 10-м классе
(музыковедческие комментарии)

М.Е. Пылаев, кандидат искусствоведческих наук,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

 

Предлагаемые вниманию учителей литературы материалы продолжают наши ранее опубликованные музыковедческие комментарии к рассказу Л. Петрушевской «Шопен и Мендельсон»1. Мы еще раз хотели бы подчеркнуть важность и необходимость использования на уроках литературы иллюстраций из области смежных искусств – изобразительного и музыкального. Показ учащимся репродукций картин (а также скульптур и архитектурных сооружений) и прослушивание с ними музыкальных произведений, несомненно, помогут «оживить» урок литературы, активизировать восприятие и будут способствовать более глубокому и полному пониманию и литературных, и музыкальных произведений.

В настоящей статье мы прокомментируем 2 музыкальных произведения – это оперная ария «Casta diva», несколько раз упоминаемая в романе И.А. Гончарова «Обломов», и романс «Матушка-голубушка», названный в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Как и в нашей статье о «Шопене и Мендельсоне», мы намеренно даем довольно подробные и развернутые комментарии, позволяющие, пусть в минимальной степени, почувствовать тот контекст, в котором бытовали оперы и романсы в XIX веке, и лучше понять смысл музыки. Учителя литературы смогут выбрать из них те сведения, которые сочтут нужными.

В русских романах XIX века упоминание музыкальных произведений было постоянным и естественным явлением. Одна из причин – прекрасная осведомленность крупнейших русских писателей в музыкальной и культурной жизни, в репертуаре театров, именах ведущих певцов-исполнителей. Получая образование, представители аристократического сословия изучали музыку как обязательны предмет. Быть в курсе музыкальных событий считалось абсолютно естественным для просвещенных русских людей – не случайно реалии музыкальной жизни как обеих столиц, так и других российских городов и периферии встречаются на страницах «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, всех без исключения романов И.С. Тургенева, драм А.Н. Островского и др. Думается, что в XVIII веке столь частого «пересечения» музыки и литературы мы пока еще не встретим – по той простой причине, что русская профессиональная композиторская школа тогда только зарождалась, в то время как в XIX веке – «золотом» веке русского искусства – музыка и литература в России в лице М.И. Глинки и А.С. Пушкина переживают блестящий расцвет и приобретают мировое значение.

Итак, что же такое «Casta diva»?

«Casta diva» – каватина Нормы из одноименной оперы итальянского композитора Винченцо Беллини (1801–1835). Эта исключительно популярная и замечательная по красоте ария упоминается в романе «Обломов» несколько раз – как своеобразный лейтмотив. Неудивительно, что Илья Ильич напевает не народную песню, а именно оперную арию, что сразу вносит важный штрих в его характеристику: несомненно, он посещал Мариинский театр, слышал многих итальянских певцов и певиц, гастроли которых постоянно проходили в северной российской столице.

Беллини, проживший, как явствует из дат его рождения и смерти, до обидного мало, был композитором редкостного дарования, выдающимся мастером так называемого bel canto (буквально – прекрасного пения) – особого стиля исполнения в итальянской опере, возникшего в середине XVII века и сохранявшего свое очарование и влияние в XIX. Вся прелесть этого стиля заключалась именно в мелодии, отличавшейся легкостью, воздушностью, особой певучестью (для чего фонетика итальянского языка оказалась особенно пригодной). Такая мелодия словно «парила в воздухе» на фоне аккомпанемента, бывшего, в свою очередь, незамысловатым, однотипным и напоминавшего ритмичный перебор струн гитары (от традиций народного исполнительства, предполагавших почти непременное использование гитары, стиль bel canto во многом и произошел). Иногда при пении в этом стиле использовалась изысканная орнаментика, замысловатые и весьма трудные для исполнения колоратуры (ит. coloratura – украшение). Все эти качества есть и в знаменитой каватине Нормы (каватина – разновидность оперной арии, которая была чаще небольшой по размерам, носила лирический характер и исполнялась при первом появлении персонажа на сцене, т.е. это – так называемая выходная ария).

Остановимся теперь на содержании «Нормы» Беллини, справедливо считающейся одной из лучших среди его одиннадцати опер и написанной в 1831 году. Мы перескажем его лишь вкратце – желающие узнать подробности смогут найти их в сборнике «Оперные либретто», том 2 (зарубежная опера). – М., Музыка, 19854 (кроме названного 4-го издания, можно взять любое другое).

Действие происходит в древней Галлии, области на северо-западе Европы, населенной племенами кельтов, во времена римского владычества (галлами римляне как раз и называли кельтов). Главные действующие лица таковы: Поллиóн, римский проконсул в Галлии; Оровéз, верховный жрец, глава друидов; Нóрма, дочь Оровеза, друидесса-прорицательница, и Адальджиза, прислужница в храме друидов (друиды – жрецы у древних кельтов Галлии, Ирландии и Британии, имевшие большое религиозное и политическое влияние. Культ друидов включал священный обряд жатвы кустарника омелы золотым серпом в лунную ночь, и именно поэтому знаменитая каватина Нормы – не что иное, как молитва луне, богине, лик которой смотрит с ночного неба).

Идея освободительной борьбы против иноземного гнета искусно переплетена с мелодрамой, с любовной интригой – всепоглощающим чувством, вступающим в конфликт с долгом2. Норма, друидесса, должна подать своим соотечественникам сигнал к началу восстания против ненавистных римлян. Но душу жрицы терзают противоречивые чувства: Норма любит врага своего народа – римлянина Поллиона, ради которого она нарушила обет целомудрия и который стал отцом двоих ее сыновей. В первой картине оперы (там, где Норма исполняет свою каватину) она пока еще не решается призвать своих соотечественников к восстанию и войне против Рима: сохраняя мир, она тем самым хранит жизнь своего возлюбленного. Правда, Норма чувствует, что Поллион охладел к ней, и мучится ревностью, тоской, тревогой, пока не зная, что ее соперница – Адальджиза.

Итак, в музыке каватины «Casta diva» передана сложная гамма чувств, сменяющих друг друга. Основное настроение здесь – молитвенное, строгое и просветленное (такой характер музыки усиливается хором жрецов, участвующих в обряде вместе с Нормой и подпевающих ей). Однако в мажорной музыке арии то и дело прорываются мятежные нотки, напряженные и трагические интонации, передающие душевные муки героини. Тонкость и психологическая сложность каватины заключается в том, что Норма никому не может открыть свои чувства – разве что кроме богини, луны. Заканчивая молитву и обряд, Норма надеется, верит в счастливый исход – золотым серпом она срезает ветви священной омелы, повелевая тем самым хранить мир.

Приводим текст каватины Нормы в русском переводе, эквиритмичном итальянскому оригиналу.

  О богиня, ты, что над нами
Кротко блещешь так лучами,
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Ниспошли свой вечный свет!

Благосклонно прими хваленья
И услышь ты наши моленья:
Ниспошли нам покой на землю,
Вечно пусть он здесь царит!

О богиня!

 

«Casta diva… Casta diva! – запел Обломов. – Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, – сказал он, пропев начало каватины. – Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её; она вверяет её луне…»

 


1 См. «Вестник ПОИПКРО», 2005, № 1. – Пермь, 2005. – С. 27 – 31.
2 Такой конфликт чувства и долга – типично классицистский; он ярко проявляется в ряде опер – например, в гениальной «Аиде» Джузеппе Верди, созданной намного позже «Нормы» – в 1871 году. Скрытый революционный пафос и призыв к борьбе против иностранного владычества были присущи многим итальянским операм первой половины XIX века: это «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини (1829), «Норма» (1831) и «Пуритане» (1835) Беллини (несущие влияние «Вильгельма Телля» Россини), «Набукко» Джузеппе Верди (1841). Здесь следует напомнить, что Италия в XIX веке была раздроблена на множество мелких княжеств, большинство из которых находились под гнетом сначала Наполеона, а затем австрийской монархии, проводившей политику своего реакционного канцлера, князя Клеменса Меттерниха.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности