Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 1. Поэт и Россия

(продолжение)

 

Все это связано с отсутствием лирического героя в тютчевских стихах, потому что поэтическая мысль и чувства живут в них, не заботясь о "биографии" и образе поэта, - зато и имеют прямое отношение к каждому, читающему стихи, минуя внешние, всегда разнообразные и не совпадающие с нашими условия земного существования. <…>

Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), но через двенадцать лет после женитьбы на ней влюбился в Денисьеву. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Смерть Денисьевой в 1864 году привела его к душевному надлому. <…>

От первого брака у него были три дочери, от второго - два сына, от Денисьевой - дочь, сын и еще один ребенок, умерший в младенчестве <…>.

Тютчев и сам, - так представляется иногда, - был взрослым младенцем, нуждавшимся в постоянной опеке. Говорю так еще потому, что женская забота, в том числе и дочерняя, избаловала его.

<…> Фет вспоминал, как он посетил Тютчева в московской гостинице после смерти Денисьевой, - тот лежал накрывшись пледом с головой, говорить не мог, его сотрясали рыдания.

        Ах, и не в эту землю я сложил
        Все, чем я жил и чем я дорожил -

восклицает он в стихах 1849 года, написанных им в родовом имении Овстуг, вспоминая могилу своей первой жены на сельском кладбище под Турином.

        Здесь сердце так бы все забыло,
        Забыло б муку всю свою,
        Когда бы там - в родном краю -
        Одной могилой меньше было... -

скажет он в стихах, написанных в Женеве в 1864 году, оплакивая Денисьеву. Земная жизнь была для него отравлена, подточена с двух сторон: и там, на Западе, и здесь, в России …".

 

Одна из важнейших тем творчества поэта - Россия. В стихотворениях Тютчева перед нами предстают уже знакомые образы: и пушкинские картины "Деревни", и лермонтовская "нищая Россия, страна рабов", и некрасовская "матушка-Русь". Напоминаем, что этой теме посвящено уже прозвучавшее на уроке стихотворение "Эти бедные селенья…". После прочтения вслух еще одного произведения - "Слезы людские, о слезы людские…" - предлагаем восьмиклассникам выписать ключевые слова, "слова-острия" этих двух текстов (рекомендуем выбрать эпитеты, поскольку именно они, по нашему мнению, и создают колорит стихотворения) и после этого ответить на следующие вопросы:

  • Какой образ "земли родной" рисует поэт в этих стихотворениях?

  • Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

  • В чем видится сходство и различие взглядов на родную землю Тютчева и его современника - Некрасова, посвятившего большинство своих произведений (в том числе и известные школьникам "Размышления у парадного подъезда" и "Железная дорога") "долготерпенью" русского народа?

  • Как расшифровать метафору "удрученный ношей крестной"? Как понимаете слова "в рабском виде"? Почему Тютчеву важно придать Христу простонародный облик, противопоставить "свою" Россию в ее "наготе смиренной" той стране, которую видит "гордый взор иноплеменный"?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности