Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 1. Поэт и Россия

(продолжение)

 

Беседу, ориентированную на выявление восприятия, организуют вопросы:

  • Кто из поэтов вспомнился пока звучали тютчевские строки?

  • Что в этих стихотворениях показалось необычным, новым для вас?

  • Какое из прозвучавших стихотворений хотели бы выучить наизусть и почему?

  • Какие темы затронуты в прочитанных произведениях? Можно ли однозначно определить, к какому виду лирики относится то или иное тютчевское стихотворение?

  • Какие темы, с вашей точки зрения, характерны для философской лирики, в чем, например, ее отличие от лирики любовной или пейзажной?

 

Сформулированные учащимися при ответе на последний вопрос темы философской лирики записываются учителем на доске: любовь, природа и взаимоотношения ее с человеком, место человека в мире. Нам остается только добавить тему судьбы родины, также приобретающую философское звучание в стихах Тютчева. Очевидно, что поэт, какие бы темы он ни затрагивал, всегда оказывается обращенным к важнейшим вопросам бытия. Таким образом, мы вместе с учащимися не только выделили ключевые темы тютчевской поэзии, но и пришли к выводу, что в своих произведениях Тютчев, как правило, выходит за рамки единичного случая, конкретного описания - мысль поэта всегда устремлена к обобщению, охвату явления во всей его многомерности, будь то картины родного края, изображение наступления ночи или передача любовной коллизии. И именно в силу того, что человеческому разуму, по мнению поэта, принципиально не дано охватить всю полноту бытия, ответить на мучающие человека вопросы, появляется в тютчевских стихах трагическая нота. Многие критики и исследователи творчества Тютчева (В.С. Соловьев, Ю.М. Лотман, Л.Я. Гинзбург) полагают, что истоки столь трагического восприятия мира заключены в личности самого поэта.

 

"Жизнь и поэзия - одно", - провозгласил некогда В.А. Жуковский. В данном случае мы находим нечто совершенно противоположное: трагический диссонанс, пример столкновения реальной биографии Тютчева-человека и основной идеи творчества Тютчева-поэта. Варианты знакомства с биографией поэта могут быть различными: чтение, пересказ и обсуждение учащимися помещенной в учебнике статьи о жизни и творчестве Тютчева; чтение или пересказ учителем фрагментов из книги А. Петрова "Личность и судьба Ф. Тютчева" (М., 1992) или К. Пигарева "Ф.И. Тютчев и его время" (М., 1978); включение в рассказ о биографии поэта отрывков из его писем, воспоминаний современников (Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988); знакомство с выдержками из статьи А. Кушнера "Душа хотела б быть звездой…" Заметки о Тютчеве (Звезда. 1996. №2), которые мы приводим ниже:

 

"Стихи он писал не для нас - для себя. Светские развлечения были призваны отвлечь от уныния, заполнить пустоту. <…> Но главное для него - политические новости <…>. Он и на смертном одре, после того, как его причастили и священник прочел ему отходную, как только ему чуть-чуть полегчало, стал расспрашивать своего духовника, приехавшего к нему в Царское из Петербурга, - о подробностях взятия Хивы. Живи он в наши дни, кажется, он не отходил бы от телевизора: "Сегодня", "Вести Российского телевидения", "Время", "Итоги"...

А стихи создавались от случая к случаю и нередко - в дороге, где ничем другим заняться нельзя. <...> На доме, выходящем на Невский, напротив Гостиного двора, висит мемориальная доска: "Здесь жил и работал выдающийся поэт Федор Иванович Тютчев". Жил и работал. Может быть, имеется в виду его служба в цензурном комитете? Нет, конечно, авторы этой мемориальной надписи уверены, что он работал, то есть сочинял стихи, то есть работал над стихами. А как же иначе? И эпитет "выдающийся" тоже продуман: Пушкин - великий, Тютчев - выдающийся <...>.

Сколько рассуждений и сомнений пришлось нам выслушать в России по поводу того, горят рукописи или не горят. Сожжение Гоголем второго тома "Мертвых душ" считается у нас национальным бедствием. Между тем до сих пор почти незамеченным остается роковой эпизод из жизни Тютчева, по рассеянности бросившего в огонь большую часть стихотворений, написанных им до 1833 года. "То, что я вам послал, - писал он И.С. Гагарину в 1836 году, - составляет лишь крошечную частицу вороха, накопленного временем, но погибшего по воле судьбы или, вернее, некоего предопределения. По моем возвращении из Греции <…>, принявшись как-то в сумерки разбирать свои бумаги, я уничтожил большую часть моих поэтических упражнений и заметил это лишь много спустя". <…>

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности