Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Т. Алексеева,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Советы читающему стихотворение
(Материалы для стенда)

 

  • При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в каждой строке, и при чтении выделяйте эти слова (но без "петушиных выкриков").

  • Дома почитайте вслух в пустой комнате. Послушайте, как звучит ваш голос. Голос – это удивительный музыкальный инструмент, который должен "работать" при чтении. Многие даже не подозревают, какой удивительный, воздействующий на слушателей тембр голоса дан им от природы.

  • Читать нужно стоя, просто опустив руки вниз. Не нужно жестикулировать – важно все оттенки при чтении передавать небольшими модуляциями (изменениями) голоса.

  • Никогда не читайте в шумном классе – обязательно дождитесь тишины.

  • При чтении не нужно никаких особых эффектов – просто не спешите (обычно именно торопливость – главный недостаток). Дайте прозвучать поэтическому слову – и дайте вашим слушателям это слово услышать, почувствовать.

  • Перед чтением стихотворения обязательно произнесите имя автора и название стихотворения – этим мы и себя готовим, и настраиваем аудиторию.

  • Голос надо направить чуть выше голов слушателей , по диагонали класса – будет лучше акустика.

  • Когда читаете стихотворение, смотрите либо чуть выше голов слушателей, либо на доброе, внимательное лицо в классе.

  • Не откликайтесь на провокации и смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность и в то же время открытость, доверительность интонации – тогда в классе будут вас слушать.

  • Выразительное чтение стихотворения – это испытание вашего волевого начала. Важно "подчинить себе" слушателей, настроить аудиторию в унисон с настроением вашего чтения.

  • Не читайте, повернувшись к учителю (как бы одному учителю) – в классе будет шумно, чтение станет невыразительным.

  • Самое главное в стихотворении – в конце. Не "проглатывайте" последних слов, т.е. не прочитывайте их торопливо, с выражением: "Наконец-то все!" Этим вы испортите все чтение.

  • При выборе стихотворения помните:
    короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выразить, "реализовать");
    "сюжетные стихотворения" легче для заучивания и для выразительного чтения;
    – т. к. стихотворение – явление очень личное, то бывают такие стихи, о которых можно сказать – "это мое стихотворение" или же "это не мое". (Например, самое сдержанное мужское прочтение стихотворений Некрасова "выглядит" выигрышно (и чем сдержаннее, тем выигрышнее). Почему? Наверное, это одна из тайн некрасовской лирики).

Эти (и возможные другие) советы нужно обсудить перед чтением в классе. Это тоже критерии оценки для слушателей.

Обсудите также терминологию, которой будете пользоваться. Записывайте в тетрадь удачные выражения, прозвучавшие в устных рецензиях.

Нельзя заставлять детей весь урок слушать одно и то же стихотворение – у читающих должен быть выбор, но нет ничего плохого в том, что одно стихотворение звучит два-три раза подряд в разном исполнении.

Совет для тех, кто работает самостоятельно, без помощи учителя: вместе с изучением творчества того или иного поэта поработайте над художественным чтением стихотворений, предложенных в списках для зачетов.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности