Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Т. Алексеева,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Как организовать чтение наизусть в сложном классе

 

Все мы помним английскую поговорку: "Короля делает окружение". Так и при чтении наизусть: аудитория и читающий связаны теснейшим образом. Выразительно (выражая себя) читать наизусть можно только для тех слушателей, которые готовы принять такое чтение. Значит, нужно владеть собой и…владеть аудиторией. (Вот и еще одна практическая задача: психологический тренинг – умение подчинить себе аудиторию. В жизни очень пригодится!) Обычные просьбы учащихся: "Можно я вам прочитаю после уроков" – в большинстве случаев надо отвергать, объясняя, почему вы так делаете.

В неподготовленном классе, даже самом тихом, всегда найдется ученик-"провокатор" (часто это милая девочка с очень выразительными глазками), который просто лукавым взглядом моментально "сведет на нет" всю работу преподавателя.

Аудиторию надо занять. Важно приучить детей работать во время чтения. Это можно сделать хотя бы так: лист для заметок делим пополам, вверху ставим знаки " + " и " – " и записываем достоинства ответа и те советы, которые хотелось бы дать отвечающему (т. е. практически свой вариант прочтения). Условия записи надо подробно оговорить заранее: то, что нужно записывать строчки, которые привлекли внимание, записывать свои мысли (это трудно – мыслей мало или нет вообще).

На некоторые слова нужно наложить "табу" ("хорошо", "плохо", "красиво", "понравилось" – если "просто понравилось" и никак не мотивируется) как на неинформативные, невыразительные.

Нужно поработать над культурой общения (обычный ответ: "Она прочитала хорошо", – без имени читавшего), над умением тактично, в форме совета или варианта прочтения, высказывать замечания, над умением аргументировать свои мысли.

Необходимо научить деликатно, не обижая одноклассников, высказывать свои мысли и при этом не кривить душой. Вот пример исключительной тактичности Н.Г. Чернышевского, который после смерти И.И. Панаева писал: "Панаева любили все, кто только знал его. как литератор он…постоянно работал над собою, стараясь о собственном совершенствовании" – Панаев (и это было хорошо известно Чернышевскому) не обладал крупным литературным дарованием.

Задушевность и мягкость этого высказывания с неожиданной стороны характеризует самого Чернышевского: задиристый, резкий, порой даже грубый в роли повествователя в "Что делать?", он необыкновенно деликатен, когда речь идет о близких ему людях. Необходимо, чтобы наши ученики знали: любое высказывание в адрес кого-либо характеризует прежде всего автора этого высказывания.

После чтения необходимо дать учащимся несколько минут, чтобы они могли составить свой ответ.

Чтобы настроить класс на серьезный, деловой лад, можно ввести следующий вид работы. После трех-четырех читающих стихи – очень трудное задание: устная рецензия. Лучше сначала "собрать ответ" по репликам с места и потом вызвать одного ученика к доске с повторением. Это хорошее задание как для наказания мешающих работать (предстоящий ответ у доски дисциплинирует мгновенно), так и для поощрения активно работающих на уроке (тренировка внимания и закрепление).

Завершает этот этап работы на уроке слово учителя – его мнение об ответах и оценка работы учащихся.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности