Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Т. Алексеева,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Работа с поэтическим текстом – один из самых эффективных путей развития личности: развития эмоционального и эстетического, развития чувства слова, развития душевной чуткости и такта… Если же подходить к делу сугубо прагматически, то систематическая работа над поэтическим словом – единственный путь настоящего обучения анализу поэтического текста, т.к. сколько бы ни изучали биографию поэта и сколько бы ни говорили громких слов о значении его творчества, "проанализировать" стихотворение ученик все равно не сможет, т. к. не сможет его пережить, почувствовать.

Чтение наизусть – самый важный и самый "правильный" анализ поэтического текста. Художественное чтение наизусть – это именно анализ стихотворения, т. к. это чтение-осмысление и чтение-создание "своей модели" стихотворения.

Можно понять тех учителей, которые боятся и избегают работать с чтением стихотворения наизусть. У них есть подспудное ощущение тайны художественного слова, которая не дается (пока не дается!) и чувство своей перед детьми ответственности за прикосновение к поэзии. Но вот "пионерское", "барабанное" чтение стихотворений, да еще при больших объемах заучивания наизусть – кощунственно. Оно равносильно убийству поэтического слова. Духовный мир поэта, его вдохновение, его озарение как бы замкнуто в книге, лежит молчаливо на странице и ожидает соприкосновения с чьей-то душой. И вот – вы раскрыли эту страницу, вы читаете ее, и теперь слова поэта обращены прямо к вам. И если струны вашей души задрожали, отозвались камертоном на поэтическое слово, то это стихотворение – ваше, оно написано для вас. (Самые точные слова о сущности поэзии принадлежат Юлии Друниной: "Лирика – это разговор с человечеством наедине").

Обо всем этом нужно обязательно поговорить с вашими учениками, надо сделать их своими союзниками.

Почему нужно учить стихотворения наизусть? О наших, педагогических целях мы уже сказали ранее – но для многих учащихся (правда, и для многих взрослых тоже!) это будут просто "высокие слова". Но вот – совсем немного – о том, что понятно каждому.

Красноречивыми собеседниками хотят быть все. Главный признак современного человека – способность свободно держать себя в любом обществе. Но ничто так не украшает речь, как умение "ненавязчиво" блеснуть эрудицией, – а этому весьма способствует вовремя процитированная поэтическая строка, особенно если это не избитая, всем известная фраза.

Все это относится не только к беседе, к устной речи, но и к сочинению. Нередко кстати вспомнившиеся строки помогают углубить мысль, высказать ее нестандартно, под неожиданным углом зрения.

Конечно, стихотворения вряд ли запомнятся полностью, от строчки до строчки, на долгие годы, но самые яркие (а значит, и самые нужные) строки обязательно останутся в памяти.

Прекрасным аргументом в пользу чтения стихов наизусть в вашей беседе со старшеклассниками может быть и такой пример. Как трудно найти слова для примирения – с близким человеком, с родителями, особенно если чувствуешь, что виноват в происшедшей ссоре ты сам. Чувствуешь себя крайне неуютно, внутренне страдаешь, и пошел бы на компромисс, но самолюбие мешает – и слов нужных как-то не подобрать… Как кстати бывает в такой (многим знакомой) ситуации стихотворение Некрасова:

Мы с тобой бестолковые люди –
Что минута, то вспышка готова,
Облегченье взволнованной груди,
Бесполезное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.

Если ссора в любви неизбежна,
То возьмем и с нее долю счастья.
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Во "взрослой" аудитории (например, при беседе с родителями) эти строки всегда вызывают удивление: "Это – Некрасов? А как называется? Обязательно перечитаю дома…"

Да-да, тот самый Н.А. Некрасов, "поэт и гражданин", который так непрост и потому близок нам в сложной и полной противоречивых чувств любовной лирике – и которого мы практически забыли, т. к. изучаем "по обязанности".

Вот вам и пример "практической полезности" чтения наизусть.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности