Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 2. Природа и любовь в поэзии Тютчева

(продолжение)

 

Учитывая способности учащихся к аналоговому мышлению, предлагаем им самостоятельно поразмышлять над стихотворением "Еще земли печален вид…". Вопросы и задания к тексту могут быть следующими:

  • Как в стихотворении "Еще земли печален вид…" подтверждается мысль В.Я. Брюсова, назвавшего основной прием тютчевской поэтики "проведением полной параллели между явлениями природы и состоянием души", в результате чего "граница между тем и другим как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое" (Брюсов Валерий. Ф.И. Тютчев. Критико-биографический очерк // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. Изд. 6-е. СПб., 1912. С. ХIIV)?

  • Подтвердите свою мысль комментарием к последним двум строкам стихотворения: "Или весенняя то нега?.. // Или то женская любовь?.."

От последнего вопроса логично перейти к следующему этапу урока, посвященному любовной лирике Тютчева.

Попросим учащихся вспомнить, какие из известных им стихотворений можно отнести к любовной лирике, и ответить на следующие вопросы:

  • Какие образы характерны для стихотворений любовной тематики?

  • Каковы, на ваш взгляд, традиции русской поэзии первой половины Х1Х века в изображении любовного переживания: любовь рисуется как светлое и гармоническое чувство или как роковая страсть, приносящая с собой душевные муки и даже гибель?

После выразительного чтения в классе стихотворений Тютчева "К.Б. ("Я встретил вас – и все былое…")" и "Предопределение" спросим учеников, что в прозвучавших текстах кажется им традиционным, а что новым, своеобразным, отражающим присущее сознанию поэта "страшное раздвоение", ощущение разлада с самим собой и с окружающим миром. Своеобразие любовной лирики Тютчева, как и других, уже знакомых восьмиклассникам пластов его поэзии, зиждется на представлении поэта об извечной основе мира как о некоем "древнем хаосе", наследие которого таится в душе человека. И даже любовь, как бы она ни была сильна, не только не может вселить в поэта чувства "душевной полноты", неразрывно связанного с ощущением общности человека и мира в целом, но напротив, приносит ему противоречивые и мучительные душевные переживания.

Начиная более подробно анализировать стихотворение "Предопределение", обращаем внимание учащихся на первую строку текста. Задумаемся: какую роль играет здесь устойчивое сочетание гласит преданье? Оказывается, что таким образом автор отсылает нас к устойчивой традиции в изображении любви как гармонии, союза души с душой родной. Но дочитаем текст до конца. Любовь у Тютчева не только съединенье, сочетанье, но и, прежде всего, поединок роковой. Любящие души будто стоят по две стороны барьера. Найдите в тексте стихотворения противопоставления: союз – поединок; съединенье, сочетанье, слиянье – борьбе неравной; двух сердец – одно изноет. Наиболее значимыми оказываются здесь оппозиции слияния в одно целое – разъединения, согласия – борьбы, равенства – неравенства. Во второй строфе поэт использует ряд прилагательных в сравнительной степени. Укажите их и объясните роль этого приема.

Таким образом поэт демонстрирует нам изначальное неравенство любящих: "в борьбе неравной двух сердец" нежнее, а потому и беззащитнее оказывается сердце женщины, и именно ему неизбежно суждено "изныть" и "зачахнуть". Обратим внимание на некоторые композиционные особенности стихотворения. Как можно объяснить роль двойного многоточия в строке "И… поединок роковой…"? Очевидно, этот пунктуационный знак играет здесь выделительную роль и одновременно служит знаком паузы, той самой остановки в развертывании текста, после которой мысль совершает неожиданный поворот и традиционные рассуждения завершаются парадоксальным выводом. Смысловой оттенок вывода, итога имеет и слово наконец, завершающее вторую строфу стихотворения. По мысли поэта, возникновение чувства любви не зависит от самих людей, а предопределено судьбой (вспомним здесь, что произведению недаром дано заглавие "Предопределение"), но ею же предуказан и трагический исход этого чувства.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности