Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 1. Поэт и Россия

C. Белокурова, С. Друговейко

Печатается в сокращении. Полный вариант статьи в кн.:
Методическое руководство к учебнику литературы. 8 класс. – М.: Просвещение, 2004

 

План урока

  • Вступительное слово учителя.

  • Беседа с учащимися об известных им видах лирики.

  • Выразительное чтение стихотворений Тютчева.

  • Фронтальная беседа: ответы на вопросы.

  • Знакомство с биографией поэта: слово учителя о Тютчеве с включением выступлений учащихся.

  • Аналитическое чтение стихотворений "Эти бедные селенья…" и "Слезы людские, о слезы людские…".

  • Домашнее задание: прочесть еще три стихотворения Тютчева: "На новый 1855 год", "Не Богу ты служил и не России…" и "Умом Россию не понять…" – и письменно ответить на вопросы: какой предстает Россия у Тютчева и Некрасова? Что добавляют к некрасовскому изображению России лирические произведения Тютчева? К следующему уроку прочесть стихотворения "Тени сизые смесились…" и "Еще земли печален вид…". Озаглавить урок цитатой из стихотворения поэта и объяснить свой выбор.

 

Противоречивое разнообразие текстов Тютчева имеет органическую тенденцию складываться в единый текст – "лирика Тютчева". <…> Лирика Тютчева почти всегда инспирируется моментальным впечатлением, острым личным переживанием. <…> Тютчев переводит их на язык тех глубинных оппозиций, которые строят онтологию его мира. Отсюда характерный парадокс: поэзия Тютчева <…> отличается ""внеличностным" характером". Однако по текстам его лирики можно с большой точностью проследить и историю его сердечных увлечений, и <…> его путешествий. Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях <…>. Но между глубинным миром Тютчева и внешними импульсами стоит уникальный посредник – тютчевское слово. Оно настолько своеобразно, что должно быть предметом отдельного разговора", – писал Ю.М. Лотман (Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 593-594).

На уроках, посвященных лирике Тютчева в 8-м классе, мы и делаем одну из первых попыток прикоснуться к "тютчевскому слову".

Начиная урок, вспомним вместе с учащимися, какие виды лирики им уже известны:

  • дружеская
  • любовная
  • пейзажная
  • вольнолюбивая
  • философская.

Вспоминаем звучавшие на предыдущих уроках пушкинские послание "К Чаадаеву", оду "Вольность", "Анчар" и "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") и просим восьмиклассников соотнести эти произведения с названными видами лирических стихотворений. Влияние жанровых систем классицизма, сентиментализма и особенно романтизма на поэзию первой трети ХIХ века, когда творил Пушкин, ощутимо проявлялось в том, что жанровые и тематические границы между текстами были достаточно отчетливыми. Учащиеся безошибочно определят стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") как пример любовной лирики, послание "К Чаадаеву" – лирики дружеской (иногда одновременно и вольнолюбивой), "Анчар" – философской, оду "Вольность" – вольнолюбивой. Также попросим восьмиклассников самостоятельно привести пример поэтического текста, относящегося к лирике пейзажного характера.

Только после обсуждения этих проблем и записи в тетрадях темы урока можно приступать к разговору непосредственно о творчестве Тютчева – поэта, который родился всего лишь четырьмя годами позже Пушкина, но в литературу вошел в принципиально иную эпоху. Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева сравнительно невелико – около четырехсот произведений. Учитель и заранее подготовившиеся школьники читают стихотворения "Эти бедные селенья…", "Тени сизые смесились…" и "Предопределение".

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности