ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ
Урок 1. Поэт и Россия
C. Белокурова, С. Друговейко
Печатается в сокращении. Полный вариант статьи
в кн.:
Методическое руководство к учебнику литературы. 8 класс. – М.: Просвещение,
2004
План
урока
Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися об известных им видах лирики.
Выразительное чтение стихотворений Тютчева. Фронтальная беседа: ответы на
вопросы. Знакомство с биографией поэта: слово учителя о Тютчеве с включением
выступлений учащихся. Аналитическое чтение стихотворений "Эти бедные селенья…"
и "Слезы людские, о слезы людские…".
Домашнее задание: прочесть еще три
стихотворения Тютчева: "На новый 1855 год", "Не Богу ты служил и не России…"
и "Умом Россию не понять…" – и письменно ответить на вопросы: какой предстает
Россия у Тютчева и Некрасова? Что добавляют к некрасовскому изображению
России лирические произведения Тютчева? К следующему уроку прочесть стихотворения
"Тени сизые смесились…" и "Еще земли печален вид…". Озаглавить урок цитатой
из стихотворения поэта и объяснить свой выбор.
Противоречивое
разнообразие текстов Тютчева имеет органическую тенденцию складываться
в единый текст – "лирика Тютчева". <…> Лирика Тютчева почти всегда инспирируется
моментальным впечатлением, острым личным переживанием. <…> Тютчев переводит
их на язык тех глубинных оппозиций, которые строят онтологию его мира.
Отсюда характерный парадокс: поэзия Тютчева <…> отличается ""внеличностным"
характером". Однако по текстам его лирики можно с большой точностью проследить
и историю его сердечных увлечений, и <…> его путешествий. Если поэты философской
школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным
языком говорит о мгновенных впечатлениях <…>. Но между глубинным миром
Тютчева и внешними импульсами стоит уникальный посредник – тютчевское
слово. Оно настолько своеобразно, что должно быть предметом отдельного
разговора", – писал Ю.М. Лотман (Лотман Ю.М. Поэтический
мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 593-594).
На уроках, посвященных лирике Тютчева в 8-м классе, мы и делаем одну из
первых попыток прикоснуться к "тютчевскому слову".
Начиная урок, вспомним вместе с учащимися, какие виды лирики им уже известны:
- дружеская
- любовная
- пейзажная
- вольнолюбивая
- философская.
Вспоминаем звучавшие на предыдущих уроках пушкинские послание "К Чаадаеву", оду "Вольность", "Анчар" и "К***" ("Я помню
чудное мгновенье…") и просим восьмиклассников соотнести эти произведения с названными видами лирических стихотворений.
Влияние жанровых систем классицизма, сентиментализма и особенно романтизма на поэзию первой трети ХIХ века, когда творил
Пушкин, ощутимо проявлялось в том, что жанровые и тематические границы между текстами были достаточно отчетливыми. Учащиеся
безошибочно определят стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") как пример любовной лирики, послание "К Чаадаеву" –
лирики дружеской (иногда одновременно и вольнолюбивой), "Анчар" – философской, оду "Вольность" – вольнолюбивой. Также попросим
восьмиклассников самостоятельно привести пример поэтического текста, относящегося к лирике пейзажного характера.
Только после обсуждения этих проблем
и записи в тетрадях темы урока можно приступать к разговору непосредственно
о творчестве Тютчева – поэта, который родился всего лишь четырьмя
годами позже Пушкина, но в литературу вошел в принципиально иную эпоху.
Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева сравнительно невелико – около четырехсот
произведений. Учитель и заранее подготовившиеся школьники читают стихотворения
"Эти бедные селенья…", "Тени сизые смесились…" и "Предопределение".
|