КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Сочинение – письменная форма проведения
экзамена по русскому языку и литературе, поэтому экзаменующийся должен
показать не только хорошее знание литературного материала, не только умение
ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, продиктованной
формулировкой темы, не только наличие определенного круга знаний: историко-литературных,
теоретико-литературных и биографических, но и, что не менее важно, обладать
специальными знаниями, умениями и навыками: орфографически, пунктуационно
и стилистически грамотно излагать свои мысли. В отличие от школьных сочинений,
где обыкновенно выставляется двойная оценка – за полноту раскрытия темы
и за грамотность, – в ряде вузов оценка за сочинение, написанное на вступительном
экзамене, выставляется одна.
Критерии оценки вступительного сочинения
в целом соответствуют критериям школьного сочинения. Однако в условиях
конкурсной ситуации требования, предъявляемые к сочинению, написанному
на вступительных экзаменах, оказываются выше и жестче.
Оценка "5" ("пять")
ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно
ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного
произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия
этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских
и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение
должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим
исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном
плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным
в стиле, соответствующем избранной теме. В сочинении, оцененном на "5",
допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной
ошибки.
Оценка "4" ("четыре")
ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее
хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по
изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии
с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический
и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении,
оцененном на "4", допускаются 1 – 2 фактических неточности, не более 2
речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических
ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических,
0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).
Оценка " 3 " ("три")
ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность
или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы
или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение
последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала
и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций,
бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более
4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты:
3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических
+ 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются
и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
Оценка "2" ("два")
ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует
вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного
текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение
логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение
оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис,
бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка.
Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется
много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 -9 в общем количестве).
Если два или более сочинений на экзамене
оказываются идентичными, то каждое из них оценивается
на "2".
Наличие исправлений, сделанных в
сочинении, на оценку не влияет.
Оценка сочинения иногда аргументируется
в рецензии экзаменатора, где отличаются сильные и слабые стороны проделанной
абитуриентом работы.
Абитуриент имеет право в установленный
срок ознакомиться с проверенным и оцененным текстом сочинения и, в случае
несогласия с поставленной оценкой, опротестовать ее, обратившись в Центральную
приемную комиссию вуза или приемную комиссию факультета с апелляцией.
В результате рассмотрения комиссией апелляции, как правило, подтверждается
объективность выставленной оценки, хотя в отдельных случаях оценка может
быть повышена или понижена.
Наиболее типичными
ошибками абитуриента в письменной работе по русскому языку являются:
непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы,
расширение или сужение ее);
выработка неверной идеи сочинения;
нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала;
замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической
статьи;
неверная оценка смысла (идеи) художественного произведения или позиции
автора;
отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного
материала;
нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности
его отдельных частей (введения, основной части, заключения);
отсутствие выводов и обобщений;
фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков,
названия, искажение сюжета);
орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.
По
материалам: Богданова О.В., Пахомова С.И.
Письменный экзамен по русскому языку и литературе ( сочинение).-
СПб.:Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2001.
|