Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика «ВЕРШИНЫ»

ВЕРШИНЫ
Книга о выдающихся произведениях русской литературы

Публикуется по книге: Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/
Сост. В.И. Кулешов - М.: Дет.лит., 1983.
Электронная версия подготовлена А.В. Волковой

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТРЕТЬЕЙ КНИГЕ "ВЕРШИНЫ"

Очередная книга "Вершины" сохраняет своеобразие задуманного типа издания и обладает рядом своих особенностей.

В ней разбираются выдающиеся реалистические произведения русской литературы последней трети XIX века - от Н. С. Лескова до В. Г Короленко. Исторический период этот характеризуется интенсивным развитием русского освободительного движения, и под этим углом зрения рассматриваются все затрагиваемые в книге литературные явления. У каждого из писателей были свои сложные, подчас противоречивые связи со временем, своя гражданская позиция, различными были их дарования и стили, пристрастия к определенным типам и образам, формам и приемам творчества.

В сборнике представлены произведения, наиболее живо передающие подлинную любовь писателей к народу, желание отыскать в его среде сильные, стойкие характеры, носителей правды и справедливости; представлены произведения, повествующие о горестной жизни народа, задавленного темнотой и гнетом, о беспросветности мещанского быта. Здесь выдающиеся писатели, стремившиеся поддержать в обществе и народе жизнеутверждающие героические настроения, веру в будущее.

Русская литература расширяла свой диапазон, затрагивала неисследованные области жизни, обнаруживала в них характерные для эпохи социальные и общественные процессы.

Особенно важны произведения, преисполненные разящей сатиры. В них выражалась вся мера боли писателей за человека, их чаяний расцвета общества и личности. Писатели 70-80-х годов ставили жгучие социальные (*3) вопросы современности, искали выхода из противоречий. Эти писатели сумели чрезвычайно приблизить к опыту масс, простых людей, великие философские проблемы, раздумья многих поколений о предназначении человека, о смысле жизни и придать им практически действенный характер как задачам дня на новом демократическом этапе освободительной борьбы.

Русская литература в этот период переживала наивысший расцвет. Господствующее положение в ней занимали большие эпические жанры: романы, хроники, дилогии, трилогии, циклы произведений. Они особенно характерны для творчества Толстого, Достоевского, Щедрина. Но небывалого расцвета достигают и малые формы, в особенности рассказы, емкие по содержанию, с большим жизненным смыслом. Мастерами рассказа были Гаршин, Лесков, Короленко, Бунин и в особенности Чехов. Важные перемены происходили и в драматургии, с ее острой социальной проблематикой. Таковы пьесы Л. Н. Толстого. Новую страницу русской и мировой драматургии начинает Чехов, разрабатывая свои особенные законы сценичности, приемы обрисовки характеров и психологии людей.

Каждый из анализируемых здесь авторов - своеобразнейший художник, целый особенный мир. И в творчестве каждого из них можно насчитать несколько вершин. Естественно было желание при составлении третьей книги указать читателю на наличие этих гребней, на внутреннюю связь между составляющими их венцами. Трудно было бы, например, из множества рассказов Чехова выбрать только один-два "вершинных", такое предпочтение могло бы послужить поводом для упрека в субъективизме при отборе материала. Поэтому пришлось у Чехова, Толстого, а также у Лескова, Гаршина, Короленко отобрать по нескольку рассказов, которые, с нашей точки зрения, наиболее полно передают своеобразие их таланта, преемственность мотивов, уровень мастерства.

Во всех случаях речь идет о шедеврах русской литературы, впечатление от которых остается на всю жизнь. В каждом из них есть свое обаяние, своя "музыка", ярко выраженная личная интонация автора.

В первой книге "Вершины" (1978) охватывался период от "Слова о полку Игореве" до "Мертвых душ" Гоголя, во второй (1981) - от Герцена до Некрасова. От шедевра к шедевру русская литература набирала силы, становилась закономерным процессом художественного познания русской действительности, проникалась пафосом национального самоутверждения, гуманизма, разгоравшейся в России освободительной борьбы.

В третьей книге "Вершины" предстает классика русской литературы на одном из ее величайших взлетов, классика, прославившаяся во всем мире.

Вся русская литература XIX века сохраняет для нас значение нравственно-эстетической нормы, вечно живого подвига во имя гуманизма.

В. И. Кулешов


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2019 г.
Политика конфиденциальности