Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика Афанасьев В.Н. - А.И. Куприн. Критико-биографический очерк

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк -
М.: Художественная литература, 1960.

 

XI
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческий путь Куприна, начавшийся в конце 80-х годов прошлого столетия и завершившийся в 30-х годах нашего века, охватывает почти пятьдесят лет, но внутри этого большого периода особое место занимают первые два десятилетия, когда складывались и утверждались основные черты Куприна-писателя, когда было создано лучшее из всего написанного им. В эти годы в русской литературе творили Толстой, Короленко и Чехов, в полном расцвете сил находился Горький, формировался талант таких писателей-реалистов, как Бунин, Вересаев, Серафимович, Телешов и многие другие. Среди них особое место занял Куприн, и хотя в целом его творчество уступало по силе и глубине таким гигантам, как Толстой, Чехов, Горький, лучшие купринские произведения - "Олеся", "Поединок", "Гамбринус" и другие - могут быть с полным основанием поставлены в ряд наиболее значительных достижений русской литературы конца XIX - начала XX века.

Хотя Куприн никогда не претендовал на роль новатора, наиболее крупные его произведения отмечены (*152) чертами такого художественного своеобразия, которое делает их неповторимым литературным явлением.

Большой заслугой Куприна как писателя было введение в русскую литературу конца XIX - начала XX века темы, которая до него в течение почти двух десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного художника. Тема эта - жизнь армии,- получив отражение в рассказах В.М. Гаршина конца 70-х - начала 80-х годов, сделалась затем достоянием второстепенных беллетристов - таких, как А.Н. Бежецкий-Маслов, Вас. И. Немирович-Данченко, И.Л. Щеглов-Леонтьев. Куприн был единственным из крупных писателей-реалистов начала XX века, который не только обратился к этой теме, но и создал на ее основе широкие и содержательные картины жизни.

Но Куприн был не только автором "Поединка" и рассказов о буднях армии. В отличие от некоторых писателей-реалистов начала XX века, как бы специализировавшихся по преимуществу на одной определенной тематике, он отразил в своих произведениях жизнь и быт самых различных слоев общества.

Куприн был последовательным реалистом. "Я лично люблю правду голую, бьющую по головам и, как говорится, по сусалам,- говорил он в беседе с одним из журналистов в 1905 году.- Потому нахожу, что писатель должен изучить жизнь, не отворачиваясь ни от чего... Скверно ли пахнет, грязно ли - иди, наблюдай... Не пристанет, а живых документов зато не огребешь лопатой"1.

Пристрастие писателя к "живым документам" не превращало его, однако, в натуралиста, бесстрастно копирующего жизнь, равнодушно нанизывающего одну на другую картины окружающей действительности. Натуралистическому крохоборчеству противостоял темперамент художника-жизнелюбца и, что самое главное, неиссякаемая вера в человека. Эта вера была источником того оптимизма, который отличал произведения писателя, о каких бы мрачных, отталкивающих явлениях действительности он ни писал. В то время как многие выдающиеся художники, современники Куприна,- Леонид Андреев, в известной степени Бунин, не говоря уже об Арцыбашеве и Сологубе,- проповедовали в своих про-(*153)изведениях безнадежный, пессимистический взгляд на судьбы человечества, Куприн в главном и основном оставался писателем-оптимистом, беззаветно влюбленным в жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами, писателем, безгранично верящим в могущество человека. Примечательно, что даже в 1914 году один из своих очерков, посвященный ужасам начавшейся войны, он закончил словами: "Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья"2.

Вера в человека служила источником романтической окрашенности, которая была характерна для многих произведений Куприна. Если большинство писателей-реалистов той эпохи отвергало романтизм как нечто старомодное и изжившее себя, то Куприн в лучших своих созданиях ("Олеся", "Гамбринус", "Гранатовый браслет") был своеобразным реалистом-романтиком, романтизм которого не уводил от жизни в мир мечты и фантазии, а помогал найти в простом человеке потенциальные возможности, преображающие и возвышающие его. Чаще всего эти возможности Куприн раскрывал в людях, способных к большой, возвышенной любви. Певцом такой любви оставался он до конца своих дней. Романтизм Куприна во многом существенно отличался от горьковского романтизма, источником которого был прежде всего исторически осознанный социальный оптимизм, связанный с верой в революционное переустройство действительности. И все же романтической настроенностью своего творчества автор "Олеси" и "Гамбринуса" из всех писателей той эпохи был наиболее близок Горькому.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности