Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика Афанасьев В.Н. - А.И. Куприн. Критико-биографический очерк

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк -
М.: Художественная литература, 1960.

 

VII
"ЯМА"

Повесть "Яма" писалась Куприным в течение шести лет (1908-1914).

Замысел этого произведения начал складываться у Куприна давно, но вплотную к работе он приступил лишь в конце 1908 года, и это нельзя признать случайным. Больной для царской России вопрос о проституции, поднятый писателем, приобрел особую остроту как раз на рубеже 900-910-х годов. Бурное развитие капитализма, массовое обнищание деревни, а также моральное разложение верхов буржуазного общества, напуганных революцией и ищущих забвения в "острых ощущениях", привело к значительному росту проституции, особенно в больших городах России. Все это побудило Куприна именно теперь обратиться к реализации своего давнего замысла.

К этой теме Куприн подошел как художник-гуманист, глубоко сочувствующий "униженным и оскорбленным", стремившийся в ожесточенной душе найти светлое, человеческое начало. Мы уже упоминали о том, что еще в 90-е годы в рассказе "Наташка" (впоследствии переработанном и получившем новое название - "По-семейному") писатель дал образ публичной женщины, всеми отвергнутой и презираемой, но сохранившей душевную чуткость и проявляющей теплую заботу о таких же, как она, обездоленных людях.

В своем новом произведении Куприн стремился привлечь внимание к сотням и тысячам таких "Наташек", показать бесчеловечие и жестокость общественного уклада, обрекающего их на гибель. Эпиграф, который предпослал своей книге писатель: "Знаю, что многие найдут (*109) эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству" свидетельствовал о его стремлении адресоваться к самым чутким и отзывчивым читателям.

Повесть, первая часть которой появилась весной 1909 года в третьей книге альманаха "Земля", привлекла к себе внимание критики, сделалась предметом широкого обсуждения в газетах и журналах того времени. О "Яме" не писал буквально только ленивый",- отмечал А. Измайлов.

Особенности сюжетного построения "Ямы" наглядно раскрываются при сопоставлении этой повести с другим произведением Куприна - "Поединком". Как и в "Поединке", действие "Ямы", охватывает небольшой промежуток времени, всего три месяца, но если основу "Поединка" составляют события, непосредственно связанные с центральным героем повести - подпоручиком Ромашовым, и если с его смертью кончается произведение, то в "Яме" повествование не связано с судьбой одного героя. Главную сюжетную основу повести составляют прежде всего картины жизни определенной группы людей - в данном случае обитательниц публичных домов.

А между тем в "Яме" есть персонажи, которые, казалось бы, могли стать центральными, выражающими идею произведения. Это студент Лихонин и репортер Платонов. Подобно тому как Бобров и Гольдберг в "Молохе", а Ромашов и Назанский в "Поединке" ведут взволнованные беседы о чудовищной жестокости окружающего их мира (угнетение рабочих, издевательство над солдатами), Лихонин и Платонов обсуждают причины такого страшного социального зла, как проституция.

Однако если в первых двух повестях все основные события даны через восприятие центральных героев - Боброва и Ромашова, если без них вообще немыслимы оба произведения, то в "Яме" ни Лихонин, ни тем более Платонов не только не являются главными героями, но и вообще, строго говоря, повесть может существовать и без них.

Случайны ли такие особенности в построении повести, случайно ли "умаление" сюжетной функции тех персонажей, ее, которые имели все основания стать центральными героями? Конечно, нет. То общее снижение жизненной активности "маленького человека", которое характерно для позднего творчества Куприна, своеобразно сказалось и в "Яме" - в том, что этот человек бес-(*110)силен бороться с социальным злом, отступил на второй план, стал, по существу, одной из эпизодических фигур в той картине жизни, которую рисует писатель.

Итак, вместо центральных героев - среда обитательниц публичного дома. Отсюда значительный элемент чисто очерковой описательности, отсюда обилие самых различных эпизодов, мало, по существу, связанных между собой. Повесть легко распадается на отдельные новеллы (особенно во второй и третьей частях, появившихся лишь через шесть лет после первой, в 1915 году), единый сюжетный стержень, характерный для "Молоха" и "Поединка", в ней отсутствует, а это, в свою очередь, отражало тот факт, что у автора не было четкой идейной концепции, не было ответа на поставленные им же самим вопросы. О своем неумении ясно ответить на них Куприн откровенно признался в письме к читателю П.И. Иванову: "В учители жизни я не гожусь: сам всю свою жизнь исковеркал как мог"1.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности