Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика Афанасьев В.Н. - А.И. Куприн. Критико-биографический очерк

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк -
М.: Художественная литература, 1960.

 

I
НАЧАЛО ПУТИ

(*4)Александр Иванович Куприн родился 7 сентября (26 августа старого стиля) 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года в возрасте тридцати семи лет, и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любови Алексеевны Куприной.

Любовь Алексеевна Куприна (урожденная Куланчакова) происходила из дворянской семьи; она имела маленькое поместье в Пензенской губернии, но доходы с этого небольшого клочка земли были незначительны, и через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В этом вдовьем доме, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.

Вспоминая впоследствии свои детские годы, писатель с горечью называл себя "казенным мальчиком", подчеркивая этим, что лучшая пора его жизни прошла в обстановке закрытых учебных заведений, с их бездушным отношением к воспитанникам, бессмысленными и жестокими наказаниями, подслушиваниями и подглядываниями. Признания многих героев Куприна в рассказах "Река жизни", "Травка", "Леночка", "Поход", несомненно, имеют ярко выраженный автобиографический характер.

По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года держал экзамены и был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года.

О том, что представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе" ("Кадеты"). "Те, кто читал мою повесть "Кадеты",- говорил на склоне лет писатель,- помнят, навер-(*5)ное, героя этой повести Буланина и то, как мучительно тяжело переживал он... незаслуженное, варварски дикое наказание, назначенное ему за пустячную шалость. Буланин - это я сам, и воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь..."[1]

Одним из немногих светлых явлений в безрадостной корпусной жизни были уроки русской словесности, которые вел преподаватель Цуханов (в повести "Кадеты" выведен под фамилией Труханов). Он-то и сумел привить своим воспитанникам глубокий интерес к русской классической литературе. Прекрасный чтец, он так вдохновенно читал на уроках произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, что даже самые ленивые курсанты заслушивались.

Здесь же, в кадетском корпусе, возникло у юного Куприна и тяготение к литературному творчеству. До нас дошли его первые стихотворные опыты. Самые ранние из них датированы 1883 годом,- будущему писателю было тогда тринадцать лет, самые поздние помечены предпоследним годом пребывания Куприна в корпусе - 1887-м. При всем художественном несовершенстве большинства этих стихотворений им свойственны живость и непосредственность, а в некоторых из них звучат героические свободолюбивый мотивы. Таково, например, стихотворение пятнадцатилетнего Куприна "Боец", написанное в форме монолога гибнущего в сражении бойца. Стихотворение кончается призывом, обращенным к соратникам:

Братья! Я гибну... возьмите же знамя,
Встретьте без страха врагов.

Откровенно подражательное и по содержанию и по форме, стихотворение это интересно, однако, тем, что написано в традициях гражданской поэзии.

Среди ранних стихов Куприна есть несколько сатирических. Самое значительное из них - "Ода Каткову", связанное, как говорится в подзаголовке, с возведением этого известного реакционера в сан министра. Пародийно используя форму торжественной оды и подражая стихотворным сатирам А.К. Толстого, юный Куприн дает язвительную характеристику одному из (*6) столпов реакции 80-х годов, печально известному своим требованием жестокой расправы с передовым студенчеством.

Но наибольший интерес из всех юношеских стихотворений Куприна, несомненно, представляют "Сны", написанные, как свидетельствует об этом пометка в рукописи, 14 апреля 1887 года. Чтобы понять содержание стихотворения, надо вспомнить, что 15 апреля начался суд над Александром Ильичем Ульяновым и его товарищами, готовившими покушение на Александра III. Приговор суда заранее можно было предугадать, и вот молодой поэт дает в "Снах" картину жестокой расправы царизма с революционерами, рисует муки убиваемых людей. Стихотворение заканчивается словами: "Свершилось гнусное, страшное дело".

"Сны", как и некоторые другие стихотворения Куприна на гражданские темы, не позволяют, разумеется, говорить о какой бы то ни было определенной системе политических взглядов автора, но они свидетельствуют о его стремлении к правде и справедливости, о его протесте против произвола и насилия, хотя этот протест и выражался в несколько абстрактных призывах к свободе.

По окончании корпуса осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в августе 1890 года в чине подпоручика.

К временам прохождения курса в училище относится первое выступление Куприна в печати с небольшим рассказом "Последний дебют", опубликованным в журнале "Русский сатирический листок" (1899, № 48, 3 декабря). Рассказ, еще очень несовершенный в художественном отношении, предваряет, однако, некоторые мотивы зрелого творчества писателя и поэтому представляет известный интерес.

...В театре перед началом последнего действия происходит объяснение между молодой актрисой Лидией Николаевной Гольской и ее партнером по сцене -директором труппы Александром Петровичем. Гольская упрекает его в том, что он забыл свои клятвы и обещания и бросил ее как раз тогда, когда она должна стать матерью, на что соблазнитель равнодушно объявляет ей, что он ее разлюбил.

Начинается последний акт пьесы. Все еще надеясь тронуть сердце Александра Петровича, Гольская, играю-(*7)щая роль покинутой женщины, обращается к нему на сцене со страстными упреками, но, убедившись, что все напрасно, принимает яд. Появившийся у рампы человек объявляет о смерти Гольской.

И тема рассказа, и ее воплощение свидетельствовали о влиянии книжных образцов, о слабом еще знании автором подлинной жизни, о подмене правды чувств псевдоромантической приподнятостью и выспренностью.


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности