Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

«ВЕЛИКА ТА ЛЕСТНИЦА, ПО КОТОРОЙ ОН ПОДНИМАЕТСЯ И СПУСКАЕТСЯ…»:
«НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор



Черт возьми, тут есть что-то сверхъестественное,
если бы только философия могла до этого докопаться!

У. Шекспир. «Гамлет» (пер. Б. Пастернака).

Ну, коли христианство не помогает,
будь философом, стоиком, что ли?

И. Тургенев. «Отцы и дети»


I

Замысел пьесы М. Горького о ночлежниках относился к началу 1900 г. По воспоминаниям К. С. Станиславского, первоначальный план драмы должен был воплощать следующую направленность: «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берёг воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели её ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу»1.

Однако, как видно по заключительной редакции, замысел пьесы кардинально менялся. В октябре 1901 г. в письме к издателю К. П. Пятницкому Горький писал: «Вы знаете: я напишу цикл драм. Это — факт. Одну — быт интеллигенции. Куча людей без идеалов, и вдруг! — среди них один — с идеалом! Злоба, треск, вой, грохот. Другую — городской, полуинтеллигентный — рабочий — пролетариат. Совершенно нецензурная вещь. Третью — деревня. <…> Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!..»2.

Непосредственно к работе над пьесой о босяках Горький приступил в конце 1901 — начале 1902 гг., когда находился на лечении в Крыму. 30 ноября 1901 г. А. П. Чехов в письме к О. Л. Книппер-Чеховой сообщал: «Вчера у меня был Горький. Он здоров, собирается написать еще одну пьесу…» И ей же чуть позже: «Горький собирается засесть за новую пьесу, пьесу из жизни ночлежников» (20 января 1902 г.), «сюжет которой у него уже есть» (3 февраля 1902 г.)3.

Впервые в печати новая пьеса Горького под названием «На дне жизни» появилась отдельной книжкой в конце декабря 1902 г. в Мюнхене в издательстве Ю. Б. Мархлевского (без указания года) и под заглавием «На дне» в январе 1903 г. в петербургском издательстве товарищества «Знание».

Между тем образы ночлежного дома и его обитателей возникали в творчестве Горького и раньше. В 1897 г. в журнале «Новое слово» был опубликован горьковский очерк «Бывшие люди», который содержательно и мотивно очень близок «На дне». Внешняя «мрачная физиономия» покривившегося «выморочного» двухэтажного дома, стоящего на пустыре в дальнем конце улицы, «выброшенного из города под гору», и внутренний облик похожей на нору ночлежки — «кирпичные, не штукатуренные стены её черны от копоти, потолок, из барочного днища, тоже прокоптел до черноты; посреди её помещалась громадная печь, основанием которой служил горн, а вокруг печи и по стенам шли широкие нары с кучками всякой рухляди, служившей ночлежникам постелями» — образно и детально предвосхищают описание ночлежного дома Костылева. Образы «бывших людей» — обитателей ночлежки Петунникова — гипотетически родственны психологическим доминантам характера Сатина или Бубнова, а обстоятельства их жизни воспринимаются своеобразной экспозицией к «На дне», становятся невысказанной (пред)историей жизни босяков «дна». Имя одного из персонажей очерка «Бывшие люди» — Алексей Максимович — становится сигналом пребывания самого писателя среди ночлежников и фактографирует неписаные законы и шулерские уставы, действующие в этой среде4.

Однако каноны драматического жанра, к которому обратился Горький в 1900-е гг., требовали от писателя более четкой (по сравнению с очерком или рассказами) идейной выверенности, более стройной персонажной диспозиции, прописанности драматургической сюжетики, емкости и многомерности выразительной сценической детали. В пьесе «На дне» все элементы художественного текста становятся насыщеннее, концентрированнее, символичнее.

В период написания пьесы о ночлежниках (зимой 1901 – весной 1902 гг.) Горький находился в «большой Ялте». В то же время на южном берегу Крыма проживали А. П. Чехов, К. Бальмонт, Л. Н. Толстой. Как сообщал жене Чехов, Толстой жил в Гаспре (письмо от 4 ноября 1901 г.) и у дочери в Ялте (письмо от 15 декабря 1901 г.), Горький – «в Олеизе, где нанял дачу…» (письмо от 30 ноября 1901 г.). Писатели нередко проводили время вместе. 25 ноября 1901 г. Чехов писал Книппер: «недавно ездил с Горьким и Бальмонтом» к Толстому5. Проблемы современного состояния российского общества, вопросы предназначения человека и смысл человеческой жизни (смерти и бессмертия), сущность искусства и грани художественного творчества, положение современной отечественной и мировой литературы становились предметом разговоров между писателями.

По наблюдениям Чехова, «беллетрист М. Горький» – «простой человек», «бродяга», «книги впервые стал читать, будучи уже взрослым – и точно родился во второй раз, теперь с жадностью читает все, что печатается…» (письмо В. В. Розанову от 30 марта 1899 г.). Общение с авторитетными (уже) классиками русской литературы должно было способствовать (еще) незрелому Горькому определиться в его творческих замыслах, конкретизировать собственные взгляды на литературу, кристаллизовать принципы художественного (идио)письма, в споре с умнейшими людьми времени сфокусироваться в сонме многочисленных и популярных философских идей и мнений. Каждый из ялтинских собеседников Горького оказывал влияние на вызревавшую в тот период новую пьесу начинающего драматурга.

 


1Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.-Л., 1941. С. 330.

2К. П. Пятницкому. 1901. Между 13 и 17 [26 и 30] октября, Н. Новгород.

3 М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи высказывания / подг. текста и комм. Н. И. Гитович; вст. статья И. В. Сергиевского. М.: ГИХЛ, 1951.

4 Функцию автобиографического персонажа, своеобразного alter ego юного Пешкова в пьесе «На дне» взял на себя образ Алешки.

5 Известно, что Горький встречался с Толстым в Крыму 11 раз.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности