Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика

«…ЭТО, СУДАРЬ МОЙ, ТАКАЯ ОКРОШКА, ОТ КОТОРОЙ НЕ ПОЗДОРОВИТСЯ»
(две «редакции» рассказа А. П. Чехова «Ионыч»)

(продолжение)

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор


Таким образом, в работе Чехова над рассказом намечаются два перерыва: август 1897 — март 1898 гг., связанный, вероятно, с вызреванием замысла рассказа. И второй — примерно две-три недели в мае 1898 г. (середина мая — начало июня). Вполне вероятно, что именно эти две недели и стали временем переработки рассказа, смещения замысла с образа Старцева, бывшего в известной мере alter ego автора, обыкновенного человека, к образу Старцева-обывателя, поддавшегося влиянию провинциальной серой среды. Именно в таком (правленом) виде рассказ и появился в печати, именно таким — социологизированным — и предстал в конечном итоге образ главного героя48.

Но не видеть канвы первой версии рассказа, не разглядеть противоречий между первыми четырьмя главками и пятой, не почувствовать наложения двух «редакций» рассказа «Ионыч» невозможно. Расчищение полотна картины «Ионыча» от более поздних напластований в серьезной мере обогащает представление о художнике-философе, о писателе-мыслителе, позволяет уйти от традиционной (в целом тенденциозной) интерпретации рассказа и снять с Чехова налет морализаторства и нравоучения. Творчество Чехова со всей очевидностью обнаруживает, что писатель никогда не брал на себя роль судии, позволяющего себе обличать кого-либо из героев. Записные книжки и переписка Чехова свидетельствует о том, что писатель слишком хорошо осознавал в себе «обыкновенного» человека, видел собственные недостатки и пороки, чтобы допустить себя бросить камень в грешника. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит <…> камень…» (Евангелие от Иоанна, 8:7).

Однако жизненная реальность принуждала писателя вносить коррективы. Еще Пушкин писал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…»

 


48 Возможно, что обращение к эпистолярному наследию писателя может уточнить особенности работы над текстом рассказа и дать ответы на возникающие в связи с предположительными двумя редакциями рассказа вопросы.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2019 г.
Политика конфиденциальности