Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика Афанасьев В.Н. - А.И. Куприн. Критико-биографический очерк

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк -
М.: Художественная литература, 1960.

 

IV
"ПОЕДИНОК"

(*51)"Поединок" подготовлен в творчестве Куприна целой группой рассказов, посвященных жизни армии и написанных на протяжении десятилетия - с 1894 по 1904 год. Первый в их ряду уже рассматривавшийся выше рассказ "Дознание" был одним из наиболее значительных достижений молодого писателя. За ним в годы работы Куприна в киевских газетах последовал еще ряд произведений, тематически связанных с жизнью армии, но крайне неоднородных. Мы находим здесь такие откровенно анекдотические произведения, как "Куст сирени", или "Марианна" - беглое, поверхностное изображение армейского быта. Но наряду с ними появляется несколько рассказов из жизни солдат и офицеров, свидетельствующих о том, что тема армии получает у Куприна и более углубленное решение. Рассказы эти - "Ночлег", "Ночная смена", "Поход", "В казарме".

Обращаясь к изображению серых, однообразных армейских будней, писатель как бы делает первые наброски той бытовой обстановки, на фоне которой развернутся события в повести "Поединок". Жанр очерка, к которому тяготеют все эти рассказы (не случайно при первой публикации два из них имели подзаголовки: "Ночная смена" - "очерк", "В казарме" - "картинка") предоставляет наибольшие возможности для изображения армейского быта.

Ночной поход полка, ночное дежурство назначенного вне очереди в караул солдата, урок "словесности" в казарме - все эти рядовые события армейской жизни раскрываются Куприным как тягостное, утомительное занятие. Писатель показывает, как издеваются в царской армии над солдатами, особенно нерусских национальностей. Так, в рассказе "Поход" армейские служаки - подполковник Скибин и младший офицер Тумановский сходятся на том, что солдата бить можно и нужно. Это вызывает болезненную реакцию у героя рассказа подпоручика Яхонтова, предвосхищающего образ Ромашова в "Поединке".

Герой рассказа "Ночная смена",- и это особенно примечательно,- рядовой Лука Меркулов. С большой теплотой и проникновенностью передает Куприн мысли и думы солдата, его воспоминания о родной деревне, его (*52) немудрящие сны, его мечты об отдыхе после утомительного дежурства. Прекрасно воссоздана в рассказе атмосфера казарменной жизни. Нужно очень хорошо знать солдатский быт, чтобы так выпукло нарисовать и "дядьку" Замощникова, и сцену "вразумления" татарина Камафутдинова унтер-офицером Ногой, нужно, наконец, очень любить солдата, чтобы так тепло передать беседу двух часовых - Луки Меркулова и безымянного солдата из Ельца.

Очерк "В казарме", появившийся в печати в период работы Куприна над "Поединком", представляет собой как бы предварительный набросок одной из самых впечатляющих сцен повести - урока "словесности". Все действующие лица этой сцены: и "экзаменатор" - ефрейтор Верещака, и его "ученики" - солдаты Бондаренко, Шевчук, Сероштан, Овечкин, Архипов, и вольноопределяющийся,-нарисованы с той портретной отчетливостью, которая уже прямо предвосхищает "Поединок".

Военные рассказы и очерки Куприна конца 90-х - начала 900-х годов привлекли к себе внимание Льва Николаевича Толстого. Уже после выхода "Поединка" великий писатель восхищался этими произведениями и ставил их в художественном отношении даже выше повести, которую он находил растянутой. "Очень хороши его картины казарменной жизни,- говорил Толстой,- "Поединок" растянут, длинен, но маленькие рассказы доставляют мне большое удовольствие"1.

Итак, сохраняя самостоятельное художественное значение, очерки и рассказы Куприна об армии вместе с тем эскизы к его крупнейшему произведению, которым он, по собственному признанию, сдал свой "последний экзамен"2.

"Поединок" был напечатан впервые в шестом томе сборников "Знание", вышедшем в свет в мае 1905 года. В это время царская Россия потерпела окончательное поражение в войне с Японией (14 мая в сражении при Цусиме был разгромлен русский флот). Повесть была расценена передовым, прогрессивно настроенным читателем как произведение остро актуальное, помогающее осознать причины поражения русской армии в войне, (*53) хотя события, изображенные в ней, были отделены от современности целым десятилетием, они относились к 1894 году, когда был издан указ о введении дуэлей в армии. Общий тон "Поединка" как нельзя лучше соответствовал духу того времени, исчерпывающая характеристика которого дана В. И. Лениным в написанном в 1904 году проекте листка "Первое мая": "Война разоблачает все более ярко, все более наглядно всю гнилость самодержавного порядка, всю преступность полицейской и придворной шайки, которая правит Россией... Война разоблачает все слабые стороны правительства, война срывает фальшивые вывески, война раскрывает внутреннюю гнилость, война доводит нелепость царского самодержавия до того, что она бьет в глаза всем и каждому, война показывает всем агонию старой России, России бесправной, темной и забитой, России, остающейся в крепостной зависимости у полицейского правительства"3.

Огромное воздействие на Куприна в процессе работы над "Поединком" оказал, как известно. Горький, чье влияние определило, по собственному признанию автора, "все смелое и буйное в повести". "Помню,- вспоминал впоследствии Куприн,- я много раз бросал "Поединок",- мне казалось, недостаточно ярко сделано, но Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил"4. Первое издание "Поединка" вышло в свет с посвящением: "Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор".

Горький высоко оценил произведение Куприна. "Великолепная повесть,- говорил он в беседе с репортером газеты "Биржевые ведомости",- я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью А. Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной сте-(*54)пени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм"5.

Быстро и в большинстве своем положительно отозвалась на произведение Куприна газетная и журнальная критика того времени. Так, уже 12 мая 1905 года, то есть через неделю после выхода шестого сборника "Знание", в газете "Слово" появилась статья М. Чуносова (И.И. Ясинского) "Чудовище милитаризма", явившаяся первым откликом на "Поединок".

"Давно уже не выходило на русском языке романа, который сразу завладел бы читателем с такой силой, как роман Куприна "Поединок", посвященный изображению армейской жизни во всей ее ужасной и трагической неприглядности",- так начиналась статья. Указывая, что герои "Поединка" являются живым укором "современному порядку вещей", автор писал дальше: "Дело, разумеется, когда мы говорим о порядке вещей, не в конституции и даже не в республике, а в той бюрократической мертвечине, которая сильнее всяких политических новшеств, и в той роковой ржавчине, которая... разъедает машину милитаризма и медленно и незаметно подготовляет его к крушению и к банкротству"6.

О том же писал В. Львов (Рогачевский) в своей статье "Жрецы и жертвы", указывая, что в "Поединке" "Художник дал потрясающую картину солдатчины, он собрал богатейший материал для обвинительного акта, он сказал офицерам, мечтающим о возрождении милитаризма: "Оставьте всякую надежду навсегда",-сказал сильно, убежденно и с фактами в руках"7.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности