Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика

«НАШЕ ОПИСАНИЕ ВЕРНЕЕ…» (А. С. ПУШКИН):
ОБРАЗЫ ПЕТРА И БЕДНОГО ЕВГЕНИЯ В «МЕДНОМ ВСАДНИКЕ»

(продолжение)

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор


Утихающая риторика последних (снижающих накал эмоций) фраз приводит к помыслу о величии вечного сна императора и о его вечном незыблемом покое. Гимническая (не одическая) форма наррации утверждает идею величия помыслов и дел державного Петра.

Стилистика и тональность «Вступления» обнаруживают присутствие в нем зоны голоса автора-повествователя, отражение мыслей и чувств, его поэтической и гражданской позиции. Характер построения вступления не допускает мысли о мистификации или фальши, лукавстве или масочности. Каждая строка вступления исполнена искренности и подлинности, личностности и авторской субъективности (повествование от первого лица, я)6.

Одновременно работая над «Историей Петра I», отчетливо и глубоко осознавая двойственно-противоречивый характер облика и деяний великого царя7, последовательно и осознанно фиксируя эти антиномии в предварительных набросках к тексту будущего романа, тем не менее во вступлении к «Медному всаднику» поэт осмысленно и определенно, однозначно и торжественно прославлял Петра и прославлял Россию в лице и деяниях великого императора, воплощал образ Петра Великого как непобедимого «державца полумира».

Между тем к тексту вступления Пушкин дает два примечания — по-прежнему кажущиеся избыточными и не очень важными.

Первое относится к Франческо Альгаротти, авторитетному знатоку в области культуры и искусства, который в 1738–1739 гг. совершил путешествие по России и который «где-то сказал»: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe» («Петербург — окно, через которое Россия смотрит в Европу», франц.). Данное примечание носит если и не обязательный, то информативный характер и, как минимум, указывает на источник поэтической метафоры, реализованной Пушкиным в поэме.

Если данное примечание как будто бы носит объективный характер и позволяет автору избегнуть обвинения в плагиате, то второе примечание «Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***» вынуждает серьезнее задуматься о его значении. Исследователи давно установили, что Пушкин отсылает к стихотворению П. А. Вяземского «Разговор 7 апреля 1832 года (Графине Е. М. Завадовской)», появившемся в сборнике А. Ф. Смирдина «Новоселье» в 1833 г. По мнению текстологов, Пушкин имел в виду прежде всего третью строфу стихотворения Вяземского:

Я Петербург люблю с его красою стройной,
С блестящим поясом роскошных островов,
С прозрачной ночью — дня соперницей беззнойной,
И свежей зеленью младых его садов…

— словно бы объясняющую пушкинские рефрены «Люблю тебя, [Петра творенье]...»8.

Однако для корреляционного сопоставления в большей мере подошло бы другое стихотворение Вяземского — «Петербург» — с его торжественным пафосом:

Я вижу град Петров чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигнутый из блат,
Наследный памятник его могущей славы…9

— и последующими текстуальными перекличками-аллюзиями с пушкинской поэмой. На его торжественном фоне послание Вяземского к графине Е. М. Завадовской выглядит «случайным», в малой степени относящимся к Петербургу, ибо представляет собой шутливый разговор героя с собеседницей о ее прелестях, в котором любовь к Петербургу объясняется лирическим героем едва ли не исключительно тем, что в нем родилась и царствует З***.

Между тем обращение Пушкина именно к этому стихотворению кн. Вяземского со всей очевидностью неслучайно. Дело в том, что стихотворение открывается следующими строками:

Нет-нет, не верьте мне: я пред собой лукавил,
Когда я вас на спор безумно вызывал;
Ваш май, ваш Петербург порочил и бесславил,
И в ваших небесах я солнце отрицал…10

Пушкину, по-видимому, была важна игра, точнее — указание на игру, сентенция «Нет-нет, не верьте мне…» Поэт сознательно избирает такое стихотворение Вяземского, которое позволяет ему дать подсказку: указать на то, что в поэме скрыт некий таинственный смысл, замаскированный сюжет, должный быть угаданным подтекст.

Причем важным оказывается не только само стихотворение, но и имя его автора — кн. П. А. Вяземский. Литературоведы-пушкинисты неоднократно указывали на многочисленность возможных источников-претекстов, которые могли составить и составляли литературный фон «Медному всаднику» (например, идиллия Н. И. Гнедича «Рыбаки», «Прогулки в Академию художеств» К. Н. Батюшкова и мн. др.). Однако Пушкин избрал стихотворение Вяземского и в примечании дал к нему специальную отсылку. Несомненно — с особой целью, для актуализации собственного семантически значимого контекста (точнее — подтекста).

Наконец, применительно к «Вступлению» внимания заслуживает последняя — по сути уже вне-вступительная — строфа:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

 


6 Самостоятельный и цельный характер «Вступления» позволил напечатать его в «Библиотеке для чтения» (1834. Кн. VII. Отд. 1. С. 117–119) под названием «Петербург. Отрывок из поэмы».

7 В рукописях Пушкина значилось: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика» (Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 8. С. 323).

8 Измайлов Н. В. «Медный всадник» А. С. Пушкина: История замысла и создания, публикации и изучения. С. 126.

9 Вяземский П. А. Петербург (Отрывок. 1818 года) // Вяземский П. А. Стихотворения. БП. БС. 3-е изд. М.: Советский писатель, ЛО, 1986. С. 118.

10 Там же. С. 241.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности