Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Ироническое исследование

Дмитрий Николаевич Мурин,
сомелье,
методист по литературе,
Заслуженный учитель РФ

Материалы статьи любезно предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Литература", 2014, № 12, С. 40-43




«Тринк»

Франсуа Рабле

 

 




Страсти о преподавании литературы в школе могут поутихнуть, если педагогическая общественность прочтет мои глубоко научные изыскания по одному жгучему вопросу и нашего прошлого, и нашей текущей современности. Лучше сделать это в новогоднюю ночь под кубок шампанского.

Самая пагубная мысль, которая была зафиксирована ещё в период русского Средневековья такова: «Веселие Руси есть пити». Именно поэтому князь Владимир предпочел христианство исламу. Запрет на винопитие не пришелся ему по душе, хотя полигамия была соблазнительна. Вооруженный знанием летописной истины принялся я перечитывать русскую литературу, придерживаясь традиционных программных произведений.

Начал со «Слова о полку Игореве». И что же? Это «Слово» антиалкогольно по сути. Только надо вычеркнуть из текста сон Святослава, приснившийся ему на кровати тисовой. Как утверждает всевед Д.С. Лихачев, ему «черпали синее вино». Вы пили когда-либо синее вино? Наверное, с синего вина Святославу и сон мутный приснился. Итак, этот фрагмент мы уберем (и не то убирали нынче в школьной программе!) – и можно безбоязненно детям читать нашу первоначальную поэму. А для учителей – entre nous – замечу: неправедно жили наши предки. Ни после поражения, ни после победы ни граммулечки? И возвращение Игоря не спрыснули? Вот и запели боянисты: «Не лепо ли ны бяшетъ…» Конечно нелепо!

Прошли столетия, и русская литература встала на путь истины, заявленный великим французом (см. эпиграф).

В 1777 году гимном вину звучат строки «пивца» (не путать с певцом!) Г.Р. Державина в стихотворении с непоэтическим названием «Кружка». Восемь строф-куплетов и везде: «И пить: Ура, ура, ура!» Этот Гавриил ещё и завидует предкам, потому что его кружка

…дщерь великого ковша
Которым предки наши пили…

Плохо ещё и то, что стихи вельми выразительны и хочется их пить, пардон, паки и паки. А в стихотворении «К первому соседу» этот винолюбец века дважды минувшего не забывает нас информировать, что они пили из кружек и, страшно сказать, ковшей.

Младые девы угощают,
Подносят вина чередой,
И алеатико с шампанским,
И пиво русское с британским,
И мозель с зельтерской водой.

Очень подозрительны здесь младые девы. Два года спустя певец «Фелицы» напишет стихотворение «Разные вина», и мои подозрения насчет «младых дев» обретут почву. «Как сердцу сладостно оно, (вино, – Д.М.) / нам с поцелуем уст любезных». На местоимение «нам» обратили внимание? Уж не оргия ли здесь прославляется? Однозначно: чтение этого Гавриила ведёт к разврату. Лучше уж пригласить на урок другого, просто Гаврилу, который страдал от гангрены, служил почтальоном, ждал в засаде зайца, служил за прилавком и даже был хлебопёком. А вина Гаврила не пил. Можно даже нацелить учащихся на творческое, или модно говоря, креативное задание типа:

Не пил Гаврила за обедом,
За ужином он тож не пил.

Будет дидактично и воспитательно.

О том, что многие сегодняшние москвичи – бывшие петербуржцы, – хорошо известно. Но начался этот процесс с того момента, когда, проскакав «верст больше седьмисот», приличному московскому обществу предстал приезжий из Петербурга по фамилии Чацкий. Сначала всё было хорошо, и он вздумал жениться. Но вот на балу разнесся слух, что он «Чай, пил не по летам». Прокомментируем. А что значит «пил не по летам»? Мало или много? Здесь может пройти подготовленная дискуссия. Далее, отметим в аналитической беседе, что он пил не чай, а «шампанское стаканами тянул». Неужели гранеными? Но этого мало: «бутылками» – значит из горлá, а потом, видно, вошёл во вкус и стал пить «бочками сороковыми», то есть вмещающими сорок вёдер. Но шампанское в бочках – тут что-то не так. Тем не менее читать эту пиесу детям не надо, а то ещё поймут, что по мере потребления дозы надо увеличивать. Со ссылкой: классика учит.

Всем памятна пушкинская строчка: «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил». Надеюсь, вы догадались, на что?

О своем пристрастии к чаше Пушкин писал от младых ногтей, то есть ещё в Лицее. Лирика – это излияние души. А где излияние, там и возлияние. Сам пил и другим советовал:

Выпей чашу – и душой
Будешь так же чист и ясен.

Тут и разгадка «лелеющей душу гуманности», как написал Виссарион, пушкинских стихов. А с каким восторгом он описывает «Пирующих студентов»! Но самое ужасное и непедагогичное, что профессор Галич пьёт вместе с лицеистами. Пушкин желает ему vale, утверждая, что душа в бокале. Рифма хороша! Vale – в бокале. Почти 100 лет спустя, А. Блок случайно наткнется на эту закрепленную рифмой мысль Пушкина и согласится с ней: «Я знаю: истина в вине».

 

- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности