Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

«РЕАЛЬНАЯ КРИТИКА»
ИЛИ КАК СДЕЛАНА«ГРОЗА» А. Н. ОСТРОВСКОГО

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор


Чтобы создавать сценические образы большой обобщающей силы, надо понять смысл происходящих в жизни перемен…

Н. Г. Чернышевский

 





К работе над пьесой «Гроза» А. Н. Островский приступил в середине июля 1859 г. и завершил ее к началу октября. Представленная на сцене раньше публикации в печати, «Гроза» появилась в январском номере «Библиотеки для чтения» за 1860 г. Успех пьесы был столь велик, что уже 25 сентября того же года Островский стал лауреатом Уваровской премии, впервые присуждаемой драматургу1.

Между тем появление пьесы Островского было связано с обширным потоком критических – театральных и литературных – заметок, в которых пьеса и ее автор не только восхвалялись, но и порицались. Споры вокруг «Грозы», разгоревшиеся уже в момент ее появления, оставались острыми и годы спустя2 – в определенной мере продолжаются и сегодня3.

Чем же вызвано противоречивое восприятие пьесы «Гроза»? Действительно ли она заслуживает того, чтобы едва ли не единовластно репрезентировать русскую драматургию второй половины ХIХ в.?

Как известно, в русском обществе конца 1850-х – начала 1860-х гг. доминирующими проблемами, остро стоящими перед обществом, были вопросы дальнейших путей обустройства государственности, надвигающихся и неизбежных – ожидаемых – социальных переменах, связанных прежде всего с положением крестьян, с грядущим освобождением от крепостной зависимости, и как следствие – с выдвижением на первый план проблем народа, самобытности народной жизни, своеобразия народного характера. Идеи предоставления воли народу, социального переустройства общества, определение будущих путей развития России захватывали умы мыслящих людей и по законам психологии творчества получали отражение в искусстве, особенно в литературе. Славянофилы и западники, по-разному понимавшие и представлявшие себе будущее отечества, были устремлены к тому, чтобы по-своему обрисовать пути преодоления социального кризиса и создать собственную модель будущего идеального государства. Одаренные писатели обоих размежевавшихся лагерей создавали произведения, главными героями которых неизбежно становились народно-национальные характеры и типы, по-разному ими понимаемые и по-разному выписываемые.

Для одних центральными были образы наследных поместных дворян, настроенных по отношению к опоэтизированному и идеализированному к тому времени русскому крестьянству либерально, но при этом опирающихся на вековые традиции сословно определяемых отношений слуг и господ и подразумевающих сохранение былых законов жизнеустройста. Для других главным героями становились т.н. «новые» герои (термин Н. Чернышевского), преобразователи и демократы, критически настроенные как по отношению к развращенному богатством русскому дворянству, так и к забитости и угнетенности русского мужика, желающие решительным образом изменить былой порядок и ориентировать российское общество на прогрессивный запад.

Наиболее талантливые писатели выводили в своих произведениях оба типа персонажей, искали в каждом из характеров сильные и слабые стороны, в споре с самими собой пытаясь найти меру разумного и объективного представления о действительности. Так, в 1859 г., в год создания «Грозы», появился роман И. Гончарова «Обломов». Немногим раньше, в 1855-м, – роман И. Тургенева «Рудин». Чуть позже – тургеневские «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). В 1863 г. Н. Чернышевским был написан знаменитый роман «Что делать?» – нашумевшее произведение о «новых» и «необыкновенных» людях. Т. е. российская общественность середины ХIХ в. (в т. ч. общественность литературная) была захвачена масштабными проблемами осмысления будущих путей развития России, дальнейшего положения различных слоев русского общества. В зависимости от происхождения, семейных (фамильных) традиций, социального положения, идейных убеждений, общественного окружения и др. каждый из писателей стремился по возможности емко отразить основные и важнейшие конфликтные узлы динамичного времени середины века.

Возникает вопрос: как Островский воспринимал острые проблемы времени и как они отразились в самой известной его пьесе? Что оказало важнейшее влияние на творческие поиски драматурга и насколько самостоятелен и последователен был Островский в выборе той или иной творческой позиции?

Еще в середине ХIХ века сложилось представление о том, что на судьбу Островского-драматурга и на его творческие убеждения в очень сильной мере повлияли две яркие личности, его современники — Ап. А. Григорьев и Н. А. Добролюбов, ставшие своеобразными «светочами» двух различных периодов творческой деятельности писателя — условно его «московского» и «петербургского» периодов. Об этом в критике и в личной переписке говорили и писали Н. В. Шелгунов, Н. Н. Страхов, М. М. Достоевский, Ф. М. Достоевский и др.4. Как замечали современники, творческая позиция Островского менялась под влиянием того или иного «лидера мнения», кажется, не вполне осознанно, но ощутимо и определенно. Советы и рекомендации, эксплицитно содержавшиеся в критических статьях и литературных обзорах, имплицитно существенно и неизменно влияли на направление художнического развития драматурга. В случае с Островским ярче, чем в любом другом случае, современная ему критика со всей силой и определенностью повлияла на формирование творческих убеждений драматурга, на доминирующие тенденции драматургических поисков писателя. Человеческая мягкость и творческая восприимчивость сыграли особую роль в идейном эволюционировании (и идейных колебаниях) художника.

Первая комедия Островского «Свои люди — сочтемся»5 была опубликована в журнале «Москвитянин» в марте 1850 г. (№ 6). В дальнейшем, в период тесного сотрудничества Островского с этим журналом, в нем были опубликованы «Утро молодого человека» (1850), «Бедная невеста» (1852), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи, как хочется» (1855).

Литературными ожиданиями «московского периода» (1851–1856) в серьезной мере управляла т.н. «органическая критика» Аполлона Григорьева, чьи толкования и теории нередко предшествовали публикациям пьес Островского. В основе теоретических положений яркого критика и своеобразного писателя лежало требование «объективного взгляда на жизнь и действительность»6. Свобода творчества понималась им как отсутствие «заданной теории» (авторской тенденции), как «художественность» и «идеальное миросозерцание», направленное на объективное отражение в литературе народного духа и народных характеров. Близкий позициям почвенников-славянофилов, Григорьев одобрял поэтизацию в пьесах Островского русской патриархальной старины, восхищался народными составляющими живых характеров, фольклоризированной самобытностью языка его героев.

Подобная творческая ориентация была органична для Островского. Происходивший из семьи с глубокими церковно-религиозными корнями7, проведший детство в купеческом Замоскворечье, Островский изначально впитал и впоследствии отразил в своем творчестве особые устои, традиции и психологию близкого и понятного ему патриархального мира, сформировавшего его личность.

 


1 Хотя и не единственному. Одновременно с ним премию получил А. Ф. Писемский за пьесу «Горькая судьбина».
2 См.: Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике: Сб. статей / Сост., авт. вступ. статьи и коммент. И. Н. Сухих. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.
3 А. Н. Островский: Энциклопедия / Гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома: Костромаиздат / ШГПУ, 2012. — 659 с.
4 В советском литературоведении подобную точку зрения высказывал, например, Е. Холодов (см.: Холодов Е. Г. Островский читает «Темное царство» // Вопросы литературы. 1962. № 12).
5 Первоначальное название — «Банкрут».
6 См.: Григорьев Ап. А. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене // Москвитянин. 1855. № 3.
7 Отец Островского, сын священника, окончил Костромскую семинарию и курс Московской духовной академии. Мать родом из семьи низшего духовенства, дочь пономаря.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности