Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика Афанасьев В.Н. - А.И. Куприн. Критико-биографический очерк

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк -
М.: Художественная литература, 1960.

 

III
НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА

Летом 1899 года Куприн прослужил несколько месяцев актером на выходах в Сумах Харьковской губернии в драматической труппе В. Викторова. Сценическое искусство всегда влекло к себе Куприна. В юности и даже в зрелом возрасте он принимал участие в любительских спектаклях, а в 1901 году собирался поступить в труппу Художественного театра; однако не только интерес к сцене, но прежде всего ненасытная жажда новых впечатлений привела писателя на театральные подмостки, как приводила она его до этого то в Киев, то в Донецкий бассейн, то в полесскую глушь, то в рязанские леса. Впоследствии в повести "Яма" устами одного из ее героев, репортера Платонова, Куприн следующим образом характеризует свое неуемное любопытство, любовь к жизни и всем ее проявлениям.

"Видишь ли, я - бродяга и страстно люблю жизнь. Я был токарем, наборщиком, сеял и продавал табак, махорку-серебрянку, плавал кочегаром по Азовскому морю, рыбачил на Черном на Дубининских промыслах, грузил арбузы и кирпич на Днепре, ездил с цирком, был актером - всего и не упомню. И никогда меня не гнала нужда. Нет, только безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство. Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой и побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю".

(*35)Рассказ "Как я был актером", вместе с другими произведениями, посвященными людям театра ("К славе", "Полубог", "На покое"), знакомит нас с бесправием, бескультурьем, нищенским положением подавляющей части провинциальных актеров старой, дореволюционной России. Но даже в этой среде писатель находит людей, наделенных подлинным талантом, бескорыстно преданных искусству. Такова молодая начинающая актриса Юрьева в рассказе "Полубог", такова обаятельная даровитая артистка Андросова в рассказе "Как я был актером". Кстати сказать, образ Андросовой навеян рано умершей талантливой артисткой Авророй Эдуардовной Андросовой-Мандрус, с которой Куприн встречался во время своего актерства в городе Сумах1.

К началу нового, XX века приходит конец скитаниям Куприна. В 1899 году он впервые попадает в Ялту и знакомится с А.П. Чеховым - писателем, которого глубоко уважал и ценил с первых своих шагов в литературе. Приезжает Куприн в Ялту и в 1900 и 1901 годах. Чехов знакомит его здесь с Н.Г. Гариным-Михайловским, С.Я. Елпатьевским, Н.Д. Телешовым, а также с издателем популярного в те годы демократического "Журнала для всех" В.С. Миролюбовым. Миролюбов приглашает Куприна стать секретарем журнала. В связи с этим осенью 1901 года Куприн переезжает в Петербург. Начинается новый этап его жизни и творчества.

Первые годы нового века - самый знаменательный период и в личной, и в литературной биографии Куприна. Еще недавно мало кому известный провинциальный литератор оказывается в самом центре культурной жизни страны, в постоянном общении с видными писателями того времени. Именно в эти годы зарождается дружба Куприна с Буниным, продолжавшаяся без малого четыре десятилетия и оживленная переписка между Куприным и критиком Ф.Д. Батюшковым, ставшим вскоре одним из самых близких друзей писателя. Письма Куприна к Батюшкову (их дошло до нас около ста пятидесяти) помогают выяснить его общественные и литературные взгляды. Вместе с мемуарной статьей Батюшкова о Куприне, а также печатавшимися за рубежом воспоминаниями Бунина, эти письма - незаменимый мате-(*36)риал для характеристики Куприна - писателя и человека.

Какие же черты отмечают в Куприне Бунин и Батюшков? В письме к Чехову от 20 марта 1901 года Бунин называет Куприна "редко милым, умным и талантливым человеком"2. Но вместе с тем и Бунин и Батюшков подчеркивают в характере Куприна противоречивые черты, объясняя их условиями казенного воспитания в детстве, трудной юностью, обстоятельствами последующей необеспеченной и бродяжнической жизни. Так, Батюшков отмечает, что у Куприна "подавленное в раннем детстве проявление своей личности впоследствии вылилось в обратное чувство - в желание наивозможно полнее развить и утвердить свое "я", приводившее нередко к проповеди индивидуализма, к некоторым резким и неожиданным поступкам". "В нем была...- пишет Батюшков,- какая-то трещина, что-то наболевшее, давнее, накопившееся в результате разных превратностей в жизни, вследствие чего он не раз относился с предубеждением к людям; но к его болезненным приступам раздражительности умели относиться как к капризам большого ребенка и близко его знавшие, и даже часто почти незнакомые, которых он случайно задевал..."3

Не всегда ровным было отношение Куприна даже к Бунину, которого он искренне любил и очень ценил как писателя. Известно из воспоминаний Бунина, что, познакомившись с Куприным в Одессе и видя его крайнюю нужду, он помог ему устроить один из рассказов в местную газету и получил для него аванс на покупку новой обуви. Куприн, вспоминает Бунин, "сколько раз, сколько лет и какой бешеной скороговоркой кричал... мне во хмелю впоследствии:

- Никогда не прощу тебе, как ты смел мне благодетельствовать, обувать меня, нищего, босого!"4

О неровностях характера Куприна, о частых переменах в его настроении вспоминают многие из тех, кто в течение длительного времени был лично знаком с писателем. Но все мемуаристы в один голос видят и другое, (*37) самое главное в Куприне как в человеке и писателе - его беспредельную любовь к трудовым людям, к родной природе, ко всему живому на земле, а также к богатому, гибкому и многоцветному русскому слову. "Он жадно любил природу,- вспоминает Батюшков,- неожиданности, встречи неведомых людей... скитанья без определенной цели, ощущение свободы ради нее самой и возможность все впечатления бытия претворять в художественные образы чудным русским языком, в преклонении перед которым он вторил Тургеневу"5.

Не склонный по свойствам своего неугомонного, порывистого характера к систематическому, регулярному литературному труду, Куприн мог неделями и даже порой месяцами ничего не писать, жадно и как будто бы бессознательно впитывая в себя впечатления действительности. Но когда он садился к письменному столу то весь с головой уходил в работу, забывая об окружающей обстановке, всецело погружаясь в мир ярких, волнующих образов.

В "Журнале для всех" Куприн выступает не только со своими рассказами, но и критическими статьями и рецензиями. Рецензии Куприна помогают уяснить его взгляды на литературу, понять требования, которые предъявлял он к ней в те годы. Так, он решительно высказывался против пессимистических настроений в поэзии и прозе. Рецензируя книгу стихов поэтессы Г. Галиной, автора широко известного в начале века стихотворения "Лес рубят", посвященного революционному студенчеству, Куприн писал: "Светлое, жизнерадостное настроение, проходящее бодрой нотой через большинство "песен" г-жи Галиной, выгодно выделяет их из бесчисленного множества тускло-серых и бесцельно-тоскливых сборников, наполняющих каждой весной книжный рынок"6. Порицая модных в те годы декадентов за пессимизм и уныние, которые они сеют, он критиковал их так же за отказ от традиций русской классической литературы. В рецензии на сборник стихотворений И. Бунина "Листопад" он отмечал: "Но в поисках и в передаче на строений г-н Бунин не утратил, подобно другим современным поэтам, жрецам пресловутой "новой красоты", (*38) связи с заветами наших великих мастеров слова. Стих г-на Бунина изящен и музыкален, фраза стройна, смысл ясен, а изысканно-тонкие эпитеты верны и художественны"7. О необходимости учиться у классиков русской литературы писал Куприн в своих редакционных отзывах на произведения молодых писателей.

Помимо "Журнала для всех", Куприн появляется во многих видных журналах того времени. Особенно часто печатается он в одном из самых популярных литературных ежемесячников тех лет, в журнале "Мир божий". В начале 1902 года Куприн женится на дочери издательницы журнала М.К. Давыдовой, которая вскоре сама становится во главе издания.


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности