Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
ГлавнаяБИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика

«СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОЭМА» А. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор


 «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное
<...> творение всей нашей литературы.

А. Блок

 





К настоящему времени сложилась устойчивая, уже более чем вековая традиция восприятия пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» как комедии социально-политической, идеологической, в некоей степени революционной («декабристской»), выводящей на первый план столкновение передовых идей и устаревших идеологий, конфликт прошлого и настоящего, передового героя Чацкого и косного фамусовского общества. Вначале демократическая критика, позже революционная, вслед за ними советская научная мысль накрепко и надежно закрепили за бессмертной комедий Грибоедова пафос борьбы молодого прогрессивного дворянина с отсталыми и отживающими свой век представителями московского столичного общества, идею неизбежного и непримиримого столкновения поколения молодого и старого, отцов и детей.

Однако сегодня, когда проблемы актуальности и неизбежности остро непримиримой идеологической борьбы отошли в прошлое, может быть, настало время с иных позиций взглянуть на произведение Грибоедова и увидеть его неустаревающую новизну и свежесть в новом ракурсе, осознать его емкий гуманистический замысел и философическую глубину.

***

Современники и друзья Грибоедова оставили свидетельства о том, что замысел комедии «Горе от ума» возник у него едва ли не сразу после военной кампании 1812 года, кто-то называл более поздний 1816-й год, кто-то указывал на 1819-й. Исследователи-литературоведы наиболее вероятным временем создания пьесы «Горе от ума» считают 1820–1824 годы, указывая всякий раз при публикации «условно» (или <1820–1824>)1. Известен и тот факт, что рукопись комедии «Горе от ума» находилась с Грибоедовым в Персии в 1829 году и, вполне вероятно, что драматург вносил в нее некоторые изменения до самых последних дней. После трагической гибели Грибоедова в Тегеране бумаги русской дипломатической миссии на родину возвращены не были.

Что касается первоначального замысла «Горе от ума», то сам Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены: Расин и Шекспир подвергались той же участи, — так мне ли роптать? — В превосходном стихотворении много должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком <…>». В меняющихся вариантах-редакциях пьесы одной из последних была дописана сцена в первом действии (явление четвертое – рассказ Софьи о сне), а также последний монолог Чацкого в четвертом действии («Слепец! Я в ком искал награду всех трудов…», с. 1102).

Первая публикация отдельных явлений из комедии «Горе от ума» (из первого и третьего действий) была осуществлена в 1825 году в альманахе «Русская Талия» в С.-Петербурге. Затем в 1833 году в Москве появилось первое относительно полное издание комедии Грибоедова, но с сильными цензурными искажениями и купюрами. Целиком пьеса Грибоедова была опубликована в 1862 году, чем и был вызван столь поздний (относительно времени создания комедии) критический отклик И. Гончарова, связанный в том числе с постановкой пьесы «Горе от ума» в Александринском театре в С.-Петербурге (1871).

Хорошо известны отклики А.С. Пушкина на появление рукописи комедии «Горе от ума». Впервые Пушкин услышал о комедии Грибоедова, будучи в Одессе осенью 1823 года. Тогда он писал П.А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева, в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны». Познакомился Пушкин с комедией Грибоедова в январе 1825-го, когда находился в Михайловском, куда один из списков пьесы привез посетивший его в ссылке И.И. Пущин. Позже тот вспоминал: «После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух», по ходу чтения смеясь и делая «меткие замечания». Более других известен отзыв Пушкина о комедии Грибоедова, сохранившийся в письме поэта к П.А. Вяземскому (28 января 1825 года): «Читал я Чацкого – много умного и смешного, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен». Наконец, есть еще один отзыв Пушкина – в письме к А.А. Бестужеву (конец января 1825 года): «Слушал Чацкого, но только один раз и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана неясно <...> Молчалин не довольно резко подл <...> Les propos de bal <бальная болтовня, франц.>, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, — вот черты истинно комического гения. — Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Кстати, что такое Репетилов? в нем два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. <...> Между мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! — и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел — его воля. О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу». В том же письме к А.А. Бестужеву приписка: «Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».


1 См. напр.: Сухих И. Литература: В 2 ч. М.: Академия, 2013. Ч. 2. С. 16.
2 Здесь и далее цитаты приводятся по изд.: Грибоедов А. С. Сочинения. М.: Терра, 2001, – с указанием страниц в скобках.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2019 г.
Политика конфиденциальности