Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

«СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОЭМА» А. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор


 «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное
<...> творение всей нашей литературы.

А. Блок

 





К настоящему времени сложилась устойчивая, уже более чем вековая традиция восприятия пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» как комедии социально-политической, идеологической, в некоей степени революционной («декабристской»), выводящей на первый план столкновение передовых идей и устаревших идеологий, конфликт прошлого и настоящего, передового героя Чацкого и косного фамусовского общества. Вначале демократическая критика, позже революционная, вслед за ними советская научная мысль накрепко и надежно закрепили за бессмертной комедий Грибоедова пафос борьбы молодого прогрессивного дворянина с отсталыми и отживающими свой век представителями московского столичного общества, идею неизбежного и непримиримого столкновения поколения молодого и старого, отцов и детей.

Однако сегодня, когда проблемы актуальности и неизбежности остро непримиримой идеологической борьбы отошли в прошлое, может быть, настало время с иных позиций взглянуть на произведение Грибоедова и увидеть его неустаревающую новизну и свежесть в новом ракурсе, осознать его емкий гуманистический замысел и философическую глубину.

***

Современники и друзья Грибоедова оставили свидетельства о том, что замысел комедии «Горе от ума» возник у него едва ли не сразу после военной кампании 1812 года, кто-то называл более поздний 1816-й год, кто-то указывал на 1819-й. Исследователи-литературоведы наиболее вероятным временем создания пьесы «Горе от ума» считают 1820–1824 годы, указывая всякий раз при публикации «условно» (или <1820–1824>)1. Известен и тот факт, что рукопись комедии «Горе от ума» находилась с Грибоедовым в Персии в 1829 году и, вполне вероятно, что драматург вносил в нее некоторые изменения до самых последних дней. После трагической гибели Грибоедова в Тегеране бумаги русской дипломатической миссии на родину возвращены не были.

Что касается первоначального замысла «Горе от ума», то сам Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены: Расин и Шекспир подвергались той же участи, — так мне ли роптать? — В превосходном стихотворении много должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком <…>». В меняющихся вариантах-редакциях пьесы одной из последних была дописана сцена в первом действии (явление четвертое – рассказ Софьи о сне), а также последний монолог Чацкого в четвертом действии («Слепец! Я в ком искал награду всех трудов…», с. 1102).

Первая публикация отдельных явлений из комедии «Горе от ума» (из первого и третьего действий) была осуществлена в 1825 году в альманахе «Русская Талия» в С.-Петербурге. Затем в 1833 году в Москве появилось первое относительно полное издание комедии Грибоедова, но с сильными цензурными искажениями и купюрами. Целиком пьеса Грибоедова была опубликована в 1862 году, чем и был вызван столь поздний (относительно времени создания комедии) критический отклик И. Гончарова, связанный в том числе с постановкой пьесы «Горе от ума» в Александринском театре в С.-Петербурге (1871).

Хорошо известны отклики А.С. Пушкина на появление рукописи комедии «Горе от ума». Впервые Пушкин услышал о комедии Грибоедова, будучи в Одессе осенью 1823 года. Тогда он писал П.А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева, в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны». Познакомился Пушкин с комедией Грибоедова в январе 1825-го, когда находился в Михайловском, куда один из списков пьесы привез посетивший его в ссылке И.И. Пущин. Позже тот вспоминал: «После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух», по ходу чтения смеясь и делая «меткие замечания». Более других известен отзыв Пушкина о комедии Грибоедова, сохранившийся в письме поэта к П.А. Вяземскому (28 января 1825 года): «Читал я Чацкого – много умного и смешного, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен». Наконец, есть еще один отзыв Пушкина – в письме к А.А. Бестужеву (конец января 1825 года): «Слушал Чацкого, но только один раз и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана неясно <...> Молчалин не довольно резко подл <...> Les propos de bal <бальная болтовня, франц.>, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, — вот черты истинно комического гения. — Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Кстати, что такое Репетилов? в нем два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. <...> Между мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! — и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел — его воля. О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу». В том же письме к А.А. Бестужеву приписка: «Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».


1 См. напр.: Сухих И. Литература: В 2 ч. М.: Академия, 2013. Ч. 2. С. 16.
2 Здесь и далее цитаты приводятся по изд.: Грибоедов А. С. Сочинения. М.: Терра, 2001, – с указанием страниц в скобках.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности