Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

 

ДОСТОЕВСКИЙ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

Рецепция детских образов Ф.М. Достоевского в педагогическом дискурсе (кон. XIX века)

Зубарева Виктория Сергеевна,
ст. преп. кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов,
филологический факультет СПбГУ, кандидат филологических наук.

 

Авторы, писавшие в XIX веке о Достоевском (Р.А. Янтарёва, О.Ф. Миллер, П.С. Пользинский), отмечали, что он любил детей и сумел много рассказать взрослым о детской душе. Хотя Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель, но некоторые отрывки из его произведений и рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» достаточно быстро стали считаться детским чтением, а на его похоронах был, среди множества других, и венок «от русских детей». Почему же, с точки зрения взрослых того времени, включавших отрывки из произведений Достоевского в сборники для детского чтения, детям должны были быть понятны и близки его образы?

Одной из главных задач педагогов второй половины XIX – начала XX века было воспитание в детях способности сострадать и любви к бедным. По воспоминаниям Е.Н. Водовозовой, «воспитательница (60-е годы XIX века) не должна была пропускать на улице ни одного лудильщика, кузнеца, сургучника, стекольщика, сапожника и водить детей в их мастерские, показывать им обстановку и орудия производства этих рабочих… при этом находили необходимым обращать особенное внимание на бедность народа, на его тяжелый труд, вообще на мрачные стороны его существования...» [1]. Считалось, что подобные переживания подготовят детей к жизни, воспитают в них не только любовь к народу, но и стойкость, помогут детям в дальнейшем мужественно переносить трудности.

Именно в способности научить детей состраданию взрослые видели педагогический потенциал текстов Достоевского. Детям посвящено стихотворение А.Л. Боровиковского «31 января 1881 года» (день похорон Достоевского):

Когда же начинал о детях он рассказ,
О бедных, сиротах – какой тоской сердечной
Звучала речь его!
Какою всякий раз
Он вдохновлялся к ним любовью бесконечной!
Я не могу без слез страницы те читать,
И если плакал я, то что же будет с вами?
Вы, чистые сердца, вы будете рыдать –
Рыдать от всей души – хорошими слезами! [2]

Первый «детский» сборник Достоевского вышел в 1883 году, через два года после смерти писателя. В книгу вошли рассказы из «Дневника писателя» («Мужик Марей», «Мальчик у Христа на ёлке», «Столетняя», «Фома Данилов, замученный русский герой»), отрывки из романов «Подросток» (В барском пансионе), «Бедные люди» (Рассказ Вари), из романа «Неточка Незванова» (Две девочки), из «Преступления и наказания» (Смерть Мармеладова), из «Униженных и оскорбленных» (рассказ сиротки Нелли), из романа «Братья Карамазовы» – не только эпизоды об Ильюше Снегиреве и Коле Красоткине, но и рассказ о молодости старца Зосимы. В этом первом сборнике был напечатан и отрывок из «Записок из мёртвого дома», в дальнейшем исключенный из «детских» текстов Достоевского. В предисловии О.Ф. Миллер объясняет, чему должно научить детей это чтение: «пусть дети научатся знать и то, что большею частью это (лишение свободы) случается, если другие, более счастливые, не умеют вовремя протянуть руку падающему, не дать ему упасть или же поднять его тотчас же после падения» [3].

Второй сборник отрывков вышел через 14 лет, в 1897 году под редакцией А.В. Круглова. Он назывался «Достоевский для детей школьного возраста». Второе издание этого сборника появилось в 1910 году, уже с пометкой «...одобрено для ученических старшего возраста библиотек средних учебных заведений ведомства Мин. Нар. Просвещения...»). По содержанию сборник Круглова почти повторяет книгу, составленную О.Ф. Миллером. В предисловии А.В. Круглов оговаривается, что читать Достоевского можно детям старше 12 лет, но педагогическая цель – научить детей состраданию – остается прежней. «Смех полезен, но не мешает порою ребенку и поплакать теми хорошими, святыми слезами, которые благотворны для души как весенний, тёплый дождь для поля. Не эти слёзы делают детей нервными, о, поверьте, не эти!.. На книгу капнут слёзы, но не слёзы отчаяния, злобы, а сочувствия, сострадания и любви. Эти слёзы не отравят сердца, а заденут лучшие струны души, заставят сильнее любить. Кто заставляет любить, тот несомненно полезен для детей» [4].

Читатели XIX века воспринимали детские образы Достоевского в контексте богатейшей традиции рассказов о бедных детях, ставших особенно популярными с 1830-х годов [5]. Как отмечают И.Н. Арзамасцева и С.А. Николаева: «Страницы прозы Достоевского, посвящённые теме детства, несколько напоминают сентиментально-нравоучительную детскую беллетристику...» [6]. Действительно, Неточка Незванова, Нелли, Варенька Добросёлова – это те же «сиротки», которыми была переполнена литература для детей.

В рассказах (не приключенческих) о бедных детях можно выделить ряд устойчивых мотивов, различное сочетание которых составляет сюжет: раннее детство; потеря/кража ребенка; болезни, смерть родителей; конфликты со сверстниками; нищенство; жестокое обращение с детьми приёмных воспитателей; характеристика благодетеля; помощь благодетеля; рассказ благодетелю о тяжелой жизни; болезнь, смерть ребёнка (или счастливая жизнь у благодетеля). Например, в повести А. Анненской «Гриша» (1877) нищий сирота ходит по дворам с шарманщиком и его дочкой. Шарманщик заболевает и умирает, его дочку Анку берет в няньки соседка, сироту Гришу отдают в лакеи. Хозяева плохо к нему относятся. Гриша находит деньги и прячет их для Анки, но его обвиняют в краже и выгоняют. Мальчик нищенствует (обманывает, чтобы получить милостыню, ворует). Затем, попадая в канцелярский магазин, где старички-хозяева относятся к нему как к сыну, Гриша учится грамоте у гимназиста. Анка тяжело заболевает и умирает, завещая Грише научиться лечить людей. Гриша становится врачом и спасает маленького внука своих прежних «плохих» хозяев [7].

На фоне подобных произведений тексты Ф.М. Достоевского не воспринимались как нечто инородное. Жизнь его маленьких героев вполне укладывалась в сюжетные схемы, хорошо знакомые детям. Неточка Незванова – сирота, теряет сознание на пороге богатого дома, хозяин которого решил её взять на воспитание, девочка долго болеет, расспросы княжны Кати заставляют Неточку рассказать о своем трудном детстве. Нелли – сирота, дочь князя, имеет медальон с доказательством своего происхождения, терпит жестокое обращение; рассказ благодетелям о тяжелой жизни становится причиной последнего приступа эпилепсии, приведшего Нелли к смерти. Весь рассказ Вареньки Добросёловой: о том, как она была счастлива в деревне, о смерти отца, разорении, тяжелой жизни у «благодетельницы» Анны Федоровны также напоминает сентиментальные детские рассказы. Эти персонажи и сюжетные схемы встречались множество раз и вполне могли подойти для детей, но напряжённость текстов Достоевского, неоднозначность образов смущали педагогов и родителей. Из предисловий к сборникам Достоевского видно, что образ ребенка-читателя Достоевского для взрослых XIX века не отличался от образа ребенка-читателя таких сентиментально-нравоучительных рассказов и повестей как «Должно сострадать в несчастии других» (1835), «Брат и сестра» Е. Волкова (1865), «Несчастье и счастье не за горами, а за плечами» Н.П. Протопопова (1864), «Сиротка» Н. Петровой и многих им подобных. Чтобы «приблизить» к ребенку текст Достоевского, его адаптировали. Вот как начинается рассказ князя Мышкина в пересказе для детей (1900 г.): «В Швейцарии, в бедной деревушке, жила в маленьком совсем ветхом домишке старуха с двадцатилетней дочерью Мари. Жили они бедно, нуждались во всём, старуха была упряма и сварлива, ей всегда хотелось поставить на своем, часто всю свою злость и неудачи она срывала на дочери» [8].

 

- 1 - 2 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности