Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

ОТ АВТОРА

В.Е. Пугач
канд. педагогических наук, доцент
СПбГУ

 

Литературоведы и методисты десятки лет говорят о необходимости анализа текста в средней школе, изданы тысячи пособий; выделено множество видов анализа; до тонкости разработаны вопросы о различии анализа и интерпретации, литературоведческого и школьного анализа художественного текста. Повлияла ли эта гигантская работа на школьную практику? К сожалению, очень мало. У нас нет иллюзий, что после всех этих тщетных усилий наши окажутся менее тщетными. Перед читателем фрагмент еще одного пособия по анализу художественного текста в средней школе, капля в потоке. Мы не склонны успокаивать себя тем, что капля камень точит и т. д. Это пособие в целом (в том случае, если выйдет в издательстве СПбГУ) – скорая помощь тем, кто, волею судьбы оказавшись учителем, не успел научиться анализировать текст, то есть молодым учителям литературы. Его можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам. Тем, кто владеет методикой анализа, возможно, будет интересен опыт коллеги. Этот материал вполне может быть использован школьниками, абитуриентами, студентами при подготовке к экзаменам, письменным работам, докладам. В общем, есть надежда, что книга (опять же, если появится) найдет читателя.

Как она устроена?

Материал разделен на три части, по родам литературы. Первая часть посвящена русской лирике XVIII-XX веков и включает различные виды анализа лирического произведения (имманентный анализ, архетипический, сравнительный, анализ цикла). Авторы (от Ломоносова до Бродского), главным образом, хрестоматийны, но произведения берутся не всегда строго из школьной программы. Во второй части – разборы, в основном, программных текстов или фрагментов эпических произведений. Представлены образцы анализа портрета, пейзажа, диалога, лирического отступления, небольшого произведения (рассказа, сказки). Третья часть содержит образцы анализа фрагментов нескольких драматических произведений, устойчиво входящих в школьную программу по литературе. В публикации мы представляем по главке из каждой части.

Автор старается следовать аналитической методе структуралистов (нынче уже несколько старомодной), то есть, обнаружив конфликты на разных уровнях текста, объяснять значимость элементов, вступающих в конфликт с «нулевым уровнем» текста. Все, что в тексте выделяется, может быть объяснено с точки зрения текста в целом – в этом и состоит смысл анализа, из которого плавно вырастает интерпретация. Настоящее понимание текста лежит не на путях поверхностного восприятия, зачастую погружающего нас в длительный обман, а на путях герменевтики. И надо не забывать, что любой знак может оказаться Знаком. Было бы ошибкой приписывать любому знаку (букве, звуку) свойства символа и видеть в сочетаниях букв непременный заговор, но игнорировать гипотетический замысел автора или наличие многих закономерностей текста, от автора не зависящих (в том числе, закономерностей, проявляющихся при чтении), тоже неверно.

Итак, анализ кажется нам верным путем к пониманию; вне анализа литературный текст все больше становится закрыт для сегодняшнего и завтрашнего читателя, то есть книга, оставаясь объектом, не становится субъектом – собственно текстом в его современном понимании.

Опубликованные материалы:


ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности