Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная БИБЛИОТЕКА Литературоведение. Критика
 

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАССКАЗОВ П. РОМАНОВА

К.Д. Гордович,
Северо-Западный институт печати СПбГУТД,
доктор филологических наук, профессор


Вопрос о трудностях интерпретации художественных текстов, как правило, встает при исследовании творчества таких писателей, как Гоголь, Чехов, Платонов. Причина – в непроявленности авторской позиции, неоднозначности сюжетных линий, несовпадении того, что и как герои говорят, с их сущностью. К числу таких писателей относится и Пантелеймон Романов. Его творческая судьба была очень непростой. С одной стороны, в 20-е годы очевидная популярность у читателей и повышенное внимание критиков. По подсчетам В. Петроченкова1, отзывы на его произведения публиковались многократно: в 1924 году – 26 раз, в 1925 – 44, в 1926 – 52, в 1927 – 42, в 1928 – 30 и т. д. С другой стороны, преобладали в этих отзывах идеологические упреки и обвинения. Перевес таких оценок наблюдаем и в сборнике критических статей 1928 года, целиком посвященном П. Романову2. Пожалуй, из всех участников сборника только В. Львов-Рогачевский и Е. Никитина отмечали некоторые особенности повествования и говорили о рассказах Романова как о художественных произведениях. Для остальных авторов важна была лишь содержательная сторона, понятая тенденциозно и односторонне. Так, С. Пакентрейгер озаглавил свою статью «Талант равнодушия». В. Полонский писал о поверхностности и упрощенности. П. Лебедев-Полянский утверждал, что такие произведения как «Суд над пионером» - материал для белой прессы. В. Якерин делился впечатлениями, которые почему-то были, «как от слякоти». Стилистика политических обвинений чувствуется и в статье С. Ингулова «Бобчинский на Парнасе» в «Молодой гвардии» (1929, № 11).

«Возвращение» Романова российскому читателю началось уже в 80-е годы. Значим был и сам факт публикации после столь долгого перерыва (с конца 30-х гг.), и, конечно, интерпретация с совершенно других позиций. Среди тех, кто сыграл важную роль в возвращении Романова, следует назвать С. Никоненко. Нельзя не отдать ему должное и за публикацию произведений Романова, и за включение архивных материалов в статьи и комментарии. Вместе с тем, интерпретация текстов в этих статьях в значительной степени еще определяется необходимостью включения Романова в число приверженцев революции и революционной системы. Этим можно объяснить такие суждения, к примеру, как «освобождение Романова от религиозных догм», мысль об очевидном «убожестве» внутреннего мира «бывших людей», вывод о стремлении Романова служить новому строю3.

Почти одновременно с первыми публикациями на родине в 80-е гг. вышла в Нью-Йорке уже упоминавшаяся книга В. Петроченкова. Она интересна систематизацией критических отзывов и самой постановкой вопроса о творческой судьбе писателя.

В статье 1989 г. М. Злобиной подчеркивается принципиальная значимость для понимания авторского замысла художественных принципов писателя: «Перед нами торжество искусства, прикидывавшегося безыскусным, как сама жизнь»4.

В статье 1991 г. И. Сушилиной интересно сопоставление современного восприятия с возможным прочтением в момент создания вещи: «То, что в рассказах писателя современникам казалось всего лишь гримасами быта, нам открывается как роковые ошибки строящейся новой жизни, пророчески увиденные писателем»5. Подчеркнута связь будничного, мелочного с сущностным, вневременным.

Безусловно интересна сделанная А. Солженицыным попытка соотнесения произведений Романова и Платонова. Однако сопоставление лишь намечено и никак не доказывается вывод о поверхностности Романова на фоне трагедийности Платонова6.

Уже приведенные примеры показывают, насколько сложен вопрос об интерпретации произведений Романова и как он далек от решения.

Думаю, что анализ своеобразия произведений Романова (в данном случае речь идет о рассказах) стоит начать с обращения к тому, как писатель формулировал творческие задачи. Как понимал цели и пути художника. На высказывания писателя ссылались и Никоненко, и Сушилина, но лишь в ходе развития собственных мыслей и наблюдений. Романов в работе «Наука зрения» достаточно четко высказал свое понимание и художественного видения мира, и возможностей критических оценок написанного писателем. При интерпретации текстов эти положения учитывать надо обязательно7.

Прежде всего писатель определяет сам предмет художественного исследования, творческую задачу вне зависимости от материала и отношения к нему: «Находить значительное в самом простом» [7, с. 90]; «Обнаружение скрытой связи и причинной зависимости элементов мира» [7, с. 101].

Затем ставится вопрос о том, как этот материал должен претворяться в ткань художественного произведения. Задача писателя – «изображать, а не рассказывать» (7, с. 95). При этом важнее всего – преодоление автоматизма восприятия, «лени собственного зрения» [7, с. 98].

Специально оговаривает Романов характер авторского присутствия в тексте, вернее, «как бы отсутствия» [7, с. 107].

Как один из важных принципов определяет Романов необходимость обобщения: «Настоящее искусство всегда за фактом ищет явление, за явлением – закон» [7, с. 107].

 



1 Петроченков В. Творческая судьба Пантелеймона Романова.- Tenafly, 1988.
2 Пантелеймон Романов: Критическая серия. № 13. – М.: Никитинские субботники, 1928.
3 Никоненко С. «…О менее праздничном, но более человеческом». / Пантелеймон Романов. Избранные произведения. – М., 1988, с. 3-24.
4 Злобина М. Ключи Пантелеймона Романова // Новый мир, 1989, №9, с. 254.
5 Сушилина И. «Дорогой своей подлинной жизни…». / Романов П. Яблоневый цвет. – М., 1991, с. 8.
6 Солженицын А. Пантелеймон Романов – рассказы советских лет. Из литературной коллекции // Новый мир, 1999, № 7.
7 Романов П. Наука зрения (1907-1937) // Литературная учеба, 1996, № 1.
- 1 - 2 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКАЯ ПРОЗА
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности